Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Введение Россиянам запомнится 2014 год как год ухудшения экономической обстановки в России, вызванной резким спадом мировых цен на энергоресурсы, а также введением экономических санкций в отношении России. Финансовый кризис отрицательно сказался на благосостоянии граждан страны. В анализируемом периоде (2013-2014 гг.) наблюдается снижение реальных доходов населения, главной причиной которого стала инфляция, составившая в 2014 году 11,4 % (по данным Росстата). Согласно результатам опроса, проведенного «Левада-Центром», у каждого десятого россиянина была сокращена зарплата [1-4]. Вышеуказанное привело к снижению потребительской активности граждан и увеличению нарушений прав потребителей в отдельных секторах потребительского рынка пищевой продукции. В связи с этим целью исследований является выявление нарушений на потребительском рынке пищевой продукции на территории Свердловской области. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: - проанализировать динамику, причины обращений граждан в Федеральные органы исполнительной власти и общественные объединения Свердловской области, касающихся нарушений прав потребителей в области качества пищевой продукции; - установить количество и структуру выявленных правонарушений, связанных с качеством пищевых продуктов на потребительском рынке Свердловской области; - определить наиболее фальсифицируемые однородные группы продовольственных товаров. Объекты и методы исследования Объекты исследований: вареные колбасные изделия (ГОСТ Р 52196-2011 «Изделия колбасные вареные. Технические условия»), консервы мясные «Говядина тушеная» (ГОСТ 32125-2013 «Консервы мясные. Мясо тушеное. Технические условия»), рыба мороженая (ГОСТ 32366-2013 «Рыба мороженая. Технические условия»), мясо кур замороженное (ГОСТ 31962-2013 «Мясо кур (тушки кур, цыплят-бройлеров и их части. Технические условия»), отчеты Роспотребнадзора Свердловской области. Исследования качества пищевых продуктов проведены по общепринятым методикам в лаборатории Роспотребнадзора по Свердловской области и на кафедре пищевой инженерии УрГЭУ. Массовую долю растительного (соевого) белка в мясопродуктах определяли по ГОСТ 31475-2012 «Мясо и мясные продукты. Определение массовой доли растительного (соевого) белка методом электрофореза»; животный белок - по ГОСТ 25011-81 «Мясо и мясные продукты. Методы определения белка»; несанкционированные включения (каррагинан и другие), наличие грубой соединительной ткани, хрящей, сухожилий, крупных кровеносных сосудов - гистологическим и органолептическим методами [5]. Содержание ледяной глазури в мороженой рыбе - по ГОСТ 31339-2006 «Рыба, нерыбные объекты и продукция из них. Правила приемки и методы отбора проб». Массовую долю влаги в мясе кур - по ГОСТ Р 51479-99 «Мясо и мясные продукты. Метод определения массовой доли влаги», содержание молочного жира в шоколадных изделиях - по ГОСТ 31722-2012 «Изделия кондитерские. Методы определения содержания молочного жира в шоколадных изделиях». Данные по количеству обращений граждан, касающихся нарушений прав потребителей, в исполнительные органы государственной власти и общественные объединения потребителей в Свердловской области и проверок приведены из отчетов Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. Результаты и их обсуждение Реализация целевых региональных программ способствует защите прав потребителей на уровне региона. Постановлением Правительства Свердловской области от 23 октября 2013 года № 1285-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» утверждена областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года», в состав которой вошла подпрограмма 3 «Развитие потребительского рынка Свердловской области». Общий объем средств, выделенных из бюджета Свердловской области на реализацию подпрограммы по защите прав потребителей в регионе, за 2014 год составил 2,7 млн рублей. Целью подпрограммы является осуществление комплекса мер по реализации на территории Свердловской области государственной политики в сфере обеспечения качества, безопасности пищевых продуктов, защиты прав потребителей, направленной на снижение риска для здоровья населения в результате нарушений действующего законодательства. В течение 2014 года федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, общественными объединениями потребителей в Свердловской области было рассмотрено около 65 тыс. обращений, касающихся нарушений прав потребителей (в 2013 году - 77 тыс. обращений). В 2014 году количество обращений граждан уменьшилось в 1,2 раза, что связано с корректировкой сведений, представленных специалистами администраций муниципальных образований. Если в 2013 году специалистами муниципальных образований было рассмотрено 18,0 тыс. обращений, их доля в общей структуре обращений составляла 23,5 %, то в 2014 году работа с обращениями населения в муниципалитетах складывалась в форме консультирования. Таким образом, в 2014 году доля обращений граждан, рассмотренных органами государственной власти, в общем количестве обращений составила 89 %, что в 1,3 раза больше, чем в 2013 году. Из них федеральными органами государственной власти было рассмотрено 31,2 %, этот показатель в 1,3 раза больше, чем в 2013 году. Удельный вес жалоб, рассмотренных Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области, в структуре всех жалоб, рассмотренных исполнительными органами государственной власти и общественными объединениями потребителей, составил 52,2 %. В 2013 году этот показатель составлял 58,8 %. Уменьшение данного показателя объясняется перераспределением жалоб в иные сектора потребительского рынка. Динамика обращений граждан, рассмотренных органами государственной власти и общественными организациями в период 2008-2014 гг., представлена на рис. 1. Рис. 1. Динамика обращений граждан, рассмотренных органами государственной власти и общественными организациями в Свердловской области, тыс. обращений Таким образом, основная нагрузка по рассмотрению обращений граждан по-прежнему ложится на органы государственной власти и с каждым годом она возрастает. В сравнении с 2013 годом количество обращений потребителей в сфере оказания услуг общественного питания снизилось в 2 раза, в сфере торговли - в 1,9 раза. Основными причинами обращений граждан являются: продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, предоставление услуг ненадлежащего качества, отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре, нарушение сроков исполнения услуг, включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей. В целях контроля состояния потребительского рынка товаров исполнительными органами государственной власти Свердловской области проводились проверки хозяйствующих субъектов. В течение 2014 года проведено 23,8 тыс. проверок (в 2013 году - 29,2 тыс. проверок, в 2012 году - 20,1 тыс. проверок, в 2011 году - 20,8 тыс. проверок, в 2010 году - 19,3 тыс. проверок). По сравнению с 2013 годом в 2014 году количество проверок уменьшилось в 1,2 раза. Сведения о количестве проведенных системой органов государственной власти, занимающихся защитой прав потребителей в Свердловской области, проверок и выявленных правонарушений представлены на рис. 2. Рис. 2. Количество проведенных проверок и выявленных нарушений органами, занимающимися защитой прав потребителей в Свердловской области (2007-2014 гг.) Всего системой органов, занимающихся защитой прав потребителей в Свердловской области, выявлено порядка 71,5 тыс. нарушений (в 2013 году - 82,7 тыс. нарушений). Следует отметить, что количество нарушений, выявленных системой органов, занимающихся защитой прав потребителей в Свердловской области, при одной проверке в 2014 году в сравнении с 2013 годом увеличилось в 1,1 раза и составило 3 нарушения на одну проверку (в 2013 году - 2,8 нарушений). В то же время по данным отдельных органов данный показатель превышает значения прошлого года. Например, по данным Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, в 2014 году при 1 проверке в среднем выявляется около 5,3 нарушений. Число выявленных нарушений в сфере торговли, в сфере оказания услуг общественного питания в сравнении с 2013 годом изменилось незначительно. В 2014 году Управлением Роспотребнадзора проведено 1116 проверок предприятий розничной торговли, осуществляющих продажу пищевых продуктов, в 956 случаях выявлены нарушения, что составило 85,66 %. Структура выявленных правонарушений представлена на рис. 3. Рис. 3. Структура выявленных правонарушений, % Структура выявленных правонарушений по сравнению с 2013 годом существенно не изменилась, также большая часть правонарушений связана с нарушением правил торговли - 67 %. Следует отметить увеличение в 1,5 раза количества правонарушений, связанных с продажей пищевых продуктов с истекшим сроком годности. Оценка качества продуктов питания проводилась по показателям безопасности; по наличию полной информации о товаре и изготовителе; по показателям качества, в том числе по критериям фальсификации. Сведения о качестве и безопасности приоритетных групп пищевых продуктов приведены на рис. 4. Удельный вес забракованной мясной продукции по сравнению с 2013 годом увеличился в 1,1 раза, молочной - в 2,6 раза, рыбной - в 1,3 раза, хлебобулочных изделий - в 1,3 раза, кондитерских изделий - в 1,4 раза. В целях оценки соответствия качества и безопасности пищевых продуктов проведены лабораторные исследования, удельный вес неудовлетворительных проб продукции представлен на рис. 5. Рис. 4. Качество продуктов питания (процент продукции, признанной не соответствующей требованиям НД) Рис. 5. Удельный вес неудовлетворительных проб пищевых продуктов Начиная с 2007 года наблюдается увеличение удельного веса проб, не соответствующих требованиям нормативных документов (НД), с 8,4 % в 2007 году до 12,1 % в 2014 году. При этом следует отметить, что удельный вес неудовлетворительных проб, исследованных по показателям, направленным на выявление фальсификации, а также по показателям качества, значительно превышает удельный вес неудовлетворительных проб, исследованных по показателям безопасности. Фальсификация пищевых продуктов чаще всего производится путем придания им отдельных, наиболее типичных признаков, например, внешнего вида, цвета, консистенции, при общем ухудшении или полной утрате отдельных, наиболее значимых макро- и микронутриентов (наличие полноценных белков, углеводов, витаминов и т.д.). По результатам лабораторных исследований установлено, что наиболее часто подвергаются подделке: - колбасные изделия - по наличию несанкционированных включений (соевого белка, животного белка, каррагинана и др.); - консервы мясные - по наличию несанкционированных включений (каррагинана, субпродуктов, растительного текстурированного белка, клеток камеди, грубой соединительной ткани, хрящей, сухожилий, крупных кровеносных сосудов и т.д.); - мороженая рыбная продукция - по завышенному содержанию ледяной глазури; - мясо кур замороженное - по завышенному содержанию массовой доли влаги и мясного сока, выделившихся при размораживании; - молочный шоколад - по заниженному содержанию молочного жира. Анализ статистики уровня фальсификации продовольственных товаров позволяет утверждать, что подделка наиболее востребованных населением товаров носит массовый характер. Увеличился по сравнению с 2013 годом удельный вес неудовлетворительных по критериям фальсификации проб: консервов мясных - в 1,5 раза и составил 65,5 %; колбасных изделий - в 1,1 раза (64,3 %); мяса кур замороженного - в 1,6 раза (31,3 %). Неудовлетворительной остается ситуация с консервами молочными, удельный вес забракованных по критерию фальсификации проб данной продукции остался практически на уровне 2013 года и составил в 2014 году 42,6 %. Принимая во внимание снижение в 1,1 раза несоответствующих по критериям фальсификации проб мороженой рыбной продукции, тем не менее ситуация в данном сегменте рынка остается неудовлетворительной, удельный вес неудовлетворительных проб в 2014 году составил 50,6 %. Улучшение положения наблюдается в масле сливочном, удельный вес неудовлетворительных по критериям фальсификации проб в сравнении с 2013 годом снизился в 1,4 раза и составил в 2014 году 22,4 %. Следует отметить улучшение ситуации на рынке кондитерских изделий, удельный вес шоколада, не соответствующего установленным требованиям по критериям фальсификации, по сравнению с 2012 годом на рынке Свердловской области снизился в 2 раза, по сравнению с 2013 годом - в 1,5 раза и составил в 2014 году 13,3 %. Для обеспечения качества и выявления фальсифицированной пищевой продукции органами государственной власти Свердловской области разрабатываются и реализуются государственные программы, в частности, постановлением Правительства Свердловской области от 23 октября 2013 года утверждена программа «Развитие потребительского рынка Свердловской области», в которой предусматривается решение трех основных задач: - повышение качества и безопасности пищевых продуктов на потребительском рынке Свердловской области; - повышение информированности и потребительской грамотности населения по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей; - расширение ассортимента, повышение качества и конкурентоспособности пищевых продуктов, выпускаемых товаропроизводителями Свердловской области. В целях информированности населения Свердловской области подготовлена листовка «О защите прав потребителей в Свердловской области в 2014 году», содержащая пошаговый алгоритм пользования сайтом «Защита прав потребителей», а также перечень недобросовестных изготовителей пищевых продуктов, в отношении которых неоднократно выявлялись случаи выработки и реализации фальсифицированной продукции. Кроме того, для нормализации ситуации созданы консультационные пункты, расширен мониторинг продовольственных товаров, проводится просвещение учащихся образовательных учреждений, анкетирование населения, более широко используются средства массовой информации, разработаны брошюры по актуальным вопросам. Таким образом, причинами обращения граждан в органы государственной власти являются: продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре, нарушение сроков исполнения услуг, включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей. Количество нарушений, выявленных системой органов, занимающихся защитой прав потребителей в Свердловской области, при одной проверке в 2014 году в сравнении с 2013 годом увеличилось в 1,1 раза и составило 3 нарушения на одну проверку (в 2013 году - 2,8 нарушений). Отмечается увеличение количества забракованной мясной продукции по сравнению с 2013 годом в 1,1 раза, молочной - в 2,6 раза, рыбной - в 1,3 раза, хлебобулочных изделий - в 1,3 раза, кондитерских изделий - в 1,4 раза. По результатам лабораторных исследований установлено, что наиболее часто подвергаются подделке: колбасные изделия, консервы мясные, мороженая рыбная продукция, мясо кур замороженное и молочный шоколад.