АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВИНТОВОГО КАНАЛА В ЦИКЛОНЕ-СЕПАРАТОРЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Для очистки от пыли технологического воздуха в настоящее время используется большое количество пылеуловителей, отличающихся своими конструктивными (геометрическими) параметрами. Для обеспыливания воздуха в системах пневмотранспорта и аспирации зерноперерабатывающих предприятий, предприятий пищевой промышленности и сельского хозяйства широкое распространение получили центробежные пылеуловители - циклоны, такие как УЦ-38, УЦМ-38, 4БЦШ, ОТИ, ЦН и др. На практике эффективность очистки газов, достижимая в перечисленных аппаратах, часто оказывается недостаточной. Поэтому многие из аппаратов центробежной очистки газов применяются главным образом в качестве первой ступени перед более эффективными пыле- и золоуловителями. Аэровинтовой циклон-сепаратор, конструкция которого защищена патентами [1, 2] и основана на винтовой вставке, помещенной между конической обечайкой и цилиндрической выхлопной трубой, позволяет достигать степени очистки технологического воздуха до 99,9 % на продуктах зернопереработки. Высокая эффективность аэровинтового циклона обусловлена созданием внутри аппарата закрученного винтового аэродисперсного потока с возрастающим центробежным эффектом за счет переменной геометрии ограничивающих поток стенок. Для внедрения аэровинтового циклона на предприятиях зернопереработки, угольной промышленности, энергетики и др. необходимо обеспечить приемлемые энергетические показатели при работе данного аппарата. Основным элементом, определяющим аэродинамическое сопротивление всей конструкции циклона, является винтовой канал. Предложена модель расчета аэродинамического сопротивления винтового канала в аэровинтовом циклоне, проанализировано влияние геометрических параметров циклона, кинематических и динамических характеристик аэропотока.

Ключевые слова:
Аэровинтовой циклон, центробежная очистка, аэродинамическое сопротивление, аэродисперсный поток, винтовой канал
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Обеспыливание воздуха в системах пневмо- транспорта и аспирации зерноперерабатывающих предприятий, предприятий пищевой промышлен- ности и сельского хозяйства является важной зада- чей. Для решения этой задачи широкое распростра- нение получили аппараты, использующие центро- бежный способ пылеочистки, - циклоны. Анализ используемых в отечественной и зарубежной про- мышленности циклонов был проведен, например, в работах [3, 4]. Практически в каждой модели цент- робежных циклонов присутствуют два элемента - цилиндрическая часть, где формируется поток, со- держащий удаляемые частицы твердого материала, и происходит его закрутка, и коническая часть, где происходит формирование двух антинаправленных потоков и отделение твердых частиц из потока. Широкое распространение циклонных пылеуло- вителей на производстве обусловлено следующими достоинствами перед другими аппаратами анало- гичного назначения [3, 5]: простота конструкции и сравнительно не- большая стоимость; возможность функционирования в условиях высоких температур и давлений без каких-либо принципиальных изменений в конструкциях; возможность улавливания и классификации абразивных включений при защите внутренних по- верхностей циклонов специальными покрытиями; высокая производительность и сохранение требуемого уровня фракционной эффективности очистки с ростом массовой концентрации твердой фазы; возможность сухого осаждения продукта. Объекты и методы исследования В любом случае объединяющим фактором для всех моделей циклонов является принцип центро- бежного отделения твердых частиц из переносимо- го их потока. Соответственно, чем лучше реализу- ется этот принцип в конструкции циклона, тем вы- ше его эффективность. Во многих работах [5-7] указывается, что эффективность отделения твердых частиц зависит как от физических свойств частиц, например, плотности, формы поверхности, дис- персного состава, так и от геометрических разме- ров и формы циклонов, а также от скорости движе- ния запыленного потока. Эффективность центро- бежных циклонов напрямую связана с критерием Фруда, который определяется как отношение силы инерции к силе тяжести частицы по формуле 2 Fr   , (1) g  R где  - тангенциальная составляющая скорости дисперсной частицы; g - ускорение свободного падения; R - радиус окружности, по которой в дан- ный момент перемещается частица. Если ориентироваться только на величину крите- рия Фруда, то большего эффекта отделения частиц можно добиться, увеличивая скорость твердых частиц, а значит и скорость дисперсного потока, и, уменьшая радиус R, т.е. габариты циклонного аппа- рата. Однако, некоторые данные говорят о том, что уменьшение габаритных размеров циклонов не все- гда приводит к повышению их эффективности, а увеличение входной скорости выше оптимальной наоборот снижает эффективность циклонов. На практике же эффективность очистки газов, дости- жимая в центробежных аппаратах, оказывается не- достаточной. Особенно низкую эффективность цент- робежные циклоны проявляют на твердых частицах диаметром менее 10 мкм. Объясняется это следую- щими причинами. По мере движения воздушного потока вместе с частицами внутри циклонного аппа- рата происходит изменение всех трех составляющих вектора скорости - тангенциальной , радиаль- ной r и осевой z. Например, в работе [7] представ- лены профили составляющих скорости потока в циклоне, так называемые диаграммы Тер-Линдена. Можно отметить, что максимальное значение тангенциальной скорости  достигается совсем не на стенках конической части циклона, а практиче- ски в ядре восходящего противотока. Увеличение тангенциальной скорости  в 2-2,5 раза происхо- дит ближе к выпускному отверстию внизу конуса, но до этого момента частицы пыли уже должны быть вынесены на периферию. Профили радиаль- ной скорости наглядно показывают, что движение частиц пыли к стенкам циклона происходит очень медленно. Многочисленные исследования подтвер- ждают тот факт, что мелкодисперсная пыль вообще выносится через выхлопную трубу, практически не попадая в коническую часть циклона. Профили осевых скоростей фактически позволяют констати- ровать, что большая часть объема циклона занята восходящим вихревым противотоком, причем его осевая скорость значительно больше той скорости, с которой происходит транспорт частиц по стенкам конической части циклона. Стоит отметить, что в противоточных циклонах даже те частицы, которые были выделены из пото- ка к стенкам конической части, подвержены выно- су в выхлопную трубу. Здесь можно отметить два фактора. Первый фактор - вихревой шнур, форми- рующийся вдоль вертикальной оси циклона, может «гулять» или прецессировать относительно оси, а, значит, захватывать уже отсепарированные части- цы. Устойчивость этого вихревого шнура обуслов- лена многими факторами, в том числе геометрией циклона и кинематикой процесса, но такого рода прецессирование подтверждается многими иссле- дователями как экспериментально, так и при про- ведении численного гидродинамического модели- рования. Второй фактор, определяющий вынос частиц в выхлопную трубу, заключается в том, что крупные частицы могут зависать в потоке, не дойдя до вы- пускного отверстия. Такое происходит по причине увеличенной парусности крупных частиц и образо- вания агломератов. Например, в работе [8] выполнен обзор ряда исследований CFD-моделирования рабо- ты циклонов и рассмотрено влияние обратных внут- ренних (восходящих) потоков газа, которые снижа- ют степень сепарации пыли внутри циклонов. Для устранения недостатков, присущих класси- ческим центробежным циклонам, предлагается для очистки технологического воздуха использовать аэровинтовой циклон (рис. 1), конструкция которого защищена патентами [1, 2]. Основным элементом данного циклона является коническая винтовая вставка, позволяющая создавать ограниченное пространство в форме винтового канала с уменьша- ющейся площадью поперечного сечения. При этом выхлопная труба ограничивает взаимодействие ос- новного потока, содержащего частицы пыли, и про- тивотока - очищенного воздуха. Конструкция аэро- винтового циклона также позволяет использовать его в качестве классификатора, отделяя дисперсные частицы в соответствии с их аэродинамическими свойствами на различных высотных отметках. а) б) Рис. 1. Аэровинтовой циклон: а) конструкция аэровинтового циклона: 1 - выхлопная труба; 2 - входной патрубок; 3 - внешняя обечайка; 4 - винтовая вставка; 5 - пылесборник; б) принцип работы: 6 - вывод очищенного воздуха; 7 - вход запыленного воздуха; 8 - вывод крупной и тяжелой фракций; 9 - вывод мелкой и легкой фракций Движение дисперсного потока в аэровинтовом циклоне происходит за счет перепада давления Р, которое создает вентилятор. Создаваемый перепад давления Р расходуется на преодоление сил тре- ния со стороны стенок, ограничивающих движение дисперсного потока, на разгон потока в сужающем- ся канале, который формируется конической вин- товой вставкой, на вихреобразование в полости винтового канала, а также на ускорение потока при нестационарном движении. При моделировании движения частиц сыпучего материала в межвитконала могут приводить к «перестройки» структуры аэродисперсного потока, а это, в свою очередь, по- влияет на аэродинамическое сопротивление аппа- рата в целом. Рис. 2. Основные геометрические размеры аэровинтового циклона При определении параметров аэродисперсного потока вдоль винтового канала необходимо пред- варительно вычислить длину винтовой линии, вдоль которой движется аэропоток. Длина винто- вой линии будет определяться геометрическими параметрами аэровинтового циклона, основные геометрические размеры которого приведены на рис. 2. К ним относятся: Н - высота винтовой вставки, h - шаг винтовой вставки, d - диаметр вы- хлопной трубы, D1 - больший диаметр конической обечайки, D2 - меньший диаметр конической обе- чайки. Параметры H, D1 и D2 будут определять ко- нусность винтового канала, а шаг h - наклон вин- товой линии (длину линии). Угол  (половина угла раствора конуса) определим по формуле   arctg D1  D2  . (2)    2  H  Будем считать, что винтовая линия соединяет две характерные точки винтового канала - точку входа в винтовой канал С1 (входное сечение перво- го витка) и точку выхода из канала С2 (выходное сечение последнего витка) (рис. 1, в). Эти две точки представляют собой пересечения средних линий, проведенных для входного и выходного сечений, и расположены на расстояниях R1 и R2 от осевой ли- нии циклона. При этом вом пространстве винтовой вставки необходимо знать информацию о параметрах несущей среды (воздуха) - скорости, плотности, давлении, темпе- R1  h 8  H  D2  D  D1  d , (3) 1 4 ратуре потока. При этом стоит понимать, что не- значительные изменения геометрии винтового ка-  2  H  h R 2  8  H  D  D  D1  d . (4) 2 1 4 Определяя длину винтовой линии, будем счи- тать, что она образована равномерным движением точки вдоль образующей кругового конуса с начальным радиусом R1, а сама образующая вращается равномерно вокруг оси конуса. Не расписывая подробно решение чисто геометрической задачи, представим лишь формулу для определения длины винтовой линии 1 2 2     1 S0 1 sin2 2  4 R S0 sin  2  R1 0 2  S2 d , (5) где 1 и 2 - углы, определяющие начальное и ко- нечное положения образующей конуса при поворо- те; S0 - шаг винтовой линии, Сделаем некоторые преобразования уравнений и (9). Возьмем от уравнений (8) и (9) логариф- мические дифференциалы, тогда получим S h . (6) d  d  dS  0 , (10) 0  cos   S Наряду с уравнением, определяющим длину винтовой линии, необходимо иметь уравнение не- разрывности в такой форме, которая бы позволила установить связь между скоростью потока и пло- щадью поперечного сечения винтового канала. Рассмотрим адиабатическое течение газового потока в канале переменного сечения с учетом до- полнительного сопротивления движению со сторо- ны стенок, ограничивающих криволинейный вин- товой канал, и без учета влияния на движение пе- реносимых твердых частиц - такое допущение вполне разумно ввиду малости объемного содерdP  dT  d  dS . (11) P T  S Используем адиабатическую скорость звука a  k  P , (12)  где k - постоянная адиабаты (для воздуха k = 1,4), или a  k  R T . (13) жания твердых частиц в потоке. В виду того, что описание движения газового потока в межвитковом пространстве винтовой вставки в трехмерной по- становке весьма сложно, будем рассматривать дви- В уравнении (7) преобразуем слагаемое 1  dP  dx жение потока псевдоодномерным вдоль винтовой 1  dP  1  dP  d  d  dP  1 , (14) линии. Площади входного и выходного сечений представим через эквивалентные диаметры, а изме-  dx  dx d  d dx нение площади сечения винтового канала считаем где d   d  dS (из уравнения (10)); dP  a 2 . известной функцией длины винтовой линии. Одномерное стационарное течение газового (воз- душного) потока по каналу с учетом сил трения опи- сывается уравнением Эйлера, например, как в [10]   S d Используя число Маха M   , (15) a  d dx   1   dP dx 2     D 2 , (7) уравнение (7) принимает вид где  - скорость воздуха; х - текущая координата;      1  M 2  dM  2 dS  - плотность воздуха; Р - давление воздуха;  -      k  M   dx  . (16) коэффициент трения (является функцией критерия Рейнольдса); D - эквивалентный диаметр канала. Уравнение движения (7) дополняется уравнением  1  k  1  M 2  M 2 D S  2  неразрывности   S  const , (8) Используя уравнения (11) и (16), получим изменение температуры где S - площадь поперечного сечения канала (пред- ставляет собой известную функцию координаты х). Состояние газа описывается уравнением МенdT   T k  1 M 2 1  k  1  M 2 2  dM M (17) делеева-Клапейрона P    R  T , (9) или из условия адиабатичности движения выраже- ние для полной энтальпии где R - универсальная газовая постоянная; Т - тем- пература газа.  T  1  k    1  M 2   const . (18) 2  Применяя уравнения (15), (16), (17) или (18), можно определять параметры воздушного потока вдоль винтового канала. В дальнейшем полученные результаты могут быть использованы для описания движения твердых частиц и их сепарации, напри- мер, как в работе [9]. Результаты и их обсуждение В качестве примера рассмотрим влияние гео- метрических параметров аэровинтового циклона на его аэродинамическое сопротивление. Исходные данные будут следующие: расход воздуха - Q = 516 м3/ч; площадь поперечного сечения на вхо- де в винтовой канал - 801910-6 м2; скорость возду- ха на входе в канал - 17,874 м/с; шаг винта - 0,09 м; число витков - 8; угол конусности  изменяется в пределах от 3 до 7 с шагом в 1. Расчет проводил- ся при условии, что плотность воздуха постоянна. Скорость воздуха рассчитывалась из уравнения неразрывности с учетом изменения площади попе- речного сечения канала. Примем, что винтовой ка- нал работает как всасывающий воздуховод. На входе в канал статическое давление по модулю равно динамическому (по знаку статическое давле- ние отрицательно). Авторы вполне сознают, что сопротивление циклона складывается из многих факторов, но превалирующим аэродинамическим сопротивлением в конструкции аэровинтового цик- лона-сепаратора обладает именно конфузорный винтовой канал, образованный конической обечай- кой и винтовой вставкой (рис. 1). Результаты рас- чета сведены в табл. 1. Таблица 1 Сопротивление винтового канала в зависимости от угла конусности Угол конусности ,  Длина винтовой линии, м Площадь выходного сечения, 10-6 м2 Сопротивление винтового канала, Па 3 4,505 5186 252 4 4,174 4112 317 5 3,845 3055 444 6 3,517 1985 769 7 3,196 911 2412 Расчеты показывают, что, несмотря на умень- шение длины винтовой линии (конфузорного вин- тового канала) при увеличении угла конусности , происходит увеличение аэродинамического сопро- тивления винтового канала. Этому способствует значительное поджатие потока на выходе из винто- вого канала. Диаграммы на рис. 2 и 3 позволяют оценить влияние угла конусности  на режим работы вин- тового канала. Как правило, вентиляторы, работа- ющие на предприятиях зернопереработки и пище- вой промышленности, обеспечивают перепад дав- лений  1500-2000 Па. На рис. 3 хорошо видно, что незначительное изменение геометрии аэровинтово- го циклона (=7) приводит к невозможности ис- пользования вентиляторов. Важно также понимать, что в аэровинтовом циклоне происходит увеличе- ние скорости потока при его движении с одновре- менным уменьшением радиуса кривизны винтовой линии. Такой подход способствует в значительной степени увеличению критерия Фруда (согласно (1)), а значит и эффективности циклона в плане пылеочистки. Вполне очевидно, что сопротивление циклона и его эффективность можно регулировать и изменением числа витков винтовой вставки. Это позволяет «встраивать» циклон в необходимые га- бариты. Скорость потока, м/с 150 5 100 4 50 3 2 1 0 0 1 2 3 4 5 Длина винтовой линии, м Рис. 3. Изменение скорости потока вдоль винтового канала в аэровинтовом циклоне: 1 - =3; 2 - =4; 3 - =5; 4 - =6; 5 - =7 Сопротивление канала, Па 2500 5 2000 1500 1000 4 500 3 2 1 0 0 1 2 3 4 5 Длина винтовой линии, м Рис. 4. Изменение аэродинамического сопротивления винтового канала в аэровинтовом циклоне: 1 - =3; 2 - =4; 3 - =5; 4 - =6; 5 - =7 Разработанная модель расчета аэродинамичес- кого сопротивления винтового канала аэровинтово- го циклона позволяет рационально подходить к определению его геометрических параметров и выбору режимов движения аэродисперсного пото- ка. Проведенные лабораторные испытания аэро- винтового циклона на продуктах зернопереработки (мука различных сортов) показали вполне удов- летворительную сходимость с результатами расче- тов аэродинамического сопротивления, а также подтвердили возможность использования винтовой вставки, формирующей конфузорный винтовой канал, для повышения эффективности пылеочист- ки. На лабораторных стендах эффективность пыле- очистки достигала 99,9 %. Дальнейшие исследова- ния направлены на формирование базового вариан- та аэровинтового циклона-сепаратора, обеспечива- ющего высокую эффективность пылеочистки, ком- пактные габариты и приемлемое аэродинамическое сопротивление. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-48220056
Список литературы

1. Патент 2442662 Российская Федерация, 2010122775/05. Аэровинтовой циклон-сепаратор / В.Л. Злочевский; заяви- тель и патентообладатель ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (АлтГТУ); заявл. 03.06.2010; опубл. 20.02.2012. - 7 с.

2. Патент 2511120 Российская Федерация, 2012140588/03. Способ пневмофракционирования дисперсных материалов и очистки технологического воздуха / В.Л. Злочевский; заявитель и патентообладатель В.Л. Злочевский; заявл.21.09.2012; опубл. 06.02.2014. - 9 с.

3. Мисюля, Д.И. Сравнительный анализ технических характеристик циклонных пылеуловителей / Д.И. Мисюля, В.В. Кузьмин, В.А. Марков // Труды БГТУ. - 2012. - № 3: Химия и технология неорган. в-в. - С. 154-163.

4. Hoffman, A.C. Gas Cyclones and Swirl Tubes. Principles, Design, and Operation / A.C. Hoffman, L.E. Stein // Second edition. - 2007. - Р. 448.

5. Справочник по пыле- и золоулавливанию / М.И. Биргер, А.Ю. Вальдберг, Б.И. Мягков [и др.]; Под общ. ред. А.А. Русанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1983. - 312 с.

6. Малис, А.Я. Пневматический транспорт для сыпучих материалов / А.Я. Малис, М.Г. Касторных. - М., 1985. - 344 с.

7. Штокман, Е.А. Вентиляция, кондиционирование и очистка воздуха на предприятиях пищевой промышленности / Е.А. Штокман. - М., 2001. - 564 с.

8. Gil, A. Modeling the gas and particle flow inside cyclone separators / A. Gil, C. Cortes // Progress in energy and combustion science. - 2007. - Vol. 33. - № 5. - P. 409-452.

9. Злочевский, В.Л. Анализ формирования аэропотока в циклоне / В.Л. Злочевский, К.А. Мухопад // Южно-Сибирский научный вестник. - 2015. - № 4. - С. 5-13.

10. Лойцянский, Л.Г. Механика жидкости и газа. - 7-е изд., испр. - М., 2003. - 840 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?