В статье представлена система управления дебиторской задолженностью, включающая методику ее анализа в разрезе клиентской базы. Исследование проводилось с целью поиска путей оптимизации работы с клиентами в рамках управления дебиторской задолженностью, повышения скорости и качества управленческих решений. Отсрочка платежа при реализации продукции (работ, услуг) рассматривается как основа доверительных и долгосрочных отношений с клиентами, так как предопределяет привлекательность сделки, способствует сохранению и наращиванию клиентской базы. В управлении дебиторской задолженностью выделяются юридические, организационные и экономические аспекты. Системный анализ дебиторской задолженности включает такие направления, как анализ динамики и структуры дебиторской задолженности, скорости и времени ее обращения, анализ в разрезе дебиторов предприятия и в рамках анализа клиентской базы, оценку эффективности персонала сбытовых подразделений, оценку уровня риска непогашения, просрочки оплаты. Разработана методика структур-но-группового анализа клиентов-дебиторов, построенная на модификации RFM-анализа. Предложенная методика анализа клиентов-дебиторов позволяет их ранжировать по статусу, в зависимости от которого должны быть скорректированы условия сделки.
отсрочка платежа, управление и анализ дебиторской задолженности, анализ клиентов-дебиторов, RFM-анализ, группировка дебиторов