УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):

В статье рассматривается роль мотивации в высшем образовании. Авторы утверждают, что учебная мотивация является одним из решающих факторов эффективности учебного процесса в вузе, представляя собой совокупность мотивов, вызывающих активность студентов в учебной деятельности. Синтезированы имеющиеся в психолого-педагогической науке знания о вопросах мотивации обучения. Представлен авторский анализ результатов опроса, проведенного среди студентов 1 курса Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева в целях изучения содержательного аспекта их мотивов обучения. Отмечено, что группа материальных мотивов, при которых обучение воспринимается студентами как основа их будущей достойной материальной жизни, и группа гражданских мотивов, при которых обучение воспринимается студентами как подготовка к будущей общественной жизни, являются основными мотивами. Познавательные мотивы как стремление к новым знаниям выявлены в результате опроса студентов. Выявлена также группа мотивов престижа как стремления к высокому социальному статусу. Большинство учебных мотивов студентов авторы относят к группе внешних мотивов. Полученные результаты, по мнению авторов, являются сигналом для преподавателей к поиску подходов, направленных на развитие внутренней мотивации студентов, т. к. именно внутренние мотивы обучения могут рассматриваться как смыслообразующие мотивы учебной деятельности. Выявленные мотивы обучения студентов авторы относят также к группе осознаваемых мотивов. Подчеркивается важность проведения подобных опросов, с одной стороны, для самих студентов и процесса осознания ими своих желаний и потребностей, с другой стороны, – для планирования преподавателем процесса развития учебной мотивации и поиска эффективных мотивационно-ориентированных подходов к обучению.



Ключевые слова:
мотивация обучения в вузе, мотив, мотивационная сфера студентов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Войти или Создать
* Забыли пароль?