Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
В статье актуализирован вопрос внедрения в современную образовательную практику школьного курса физики одного из направлений виртуальных технологий – компьютерного моделирования, представляющего инструмент научно-исследовательской деятельности обучающихся. Изучение выбранной тематики вызвано необходимостью решать проблему развития воображения, логического и критического мышления у обучающихся, формирования навыков и умений научного познания через углубленное изучение и понимание физических законов и явлений, а также применение их в конкретных физических задачах. Цель – разработать содержание программы научно-исследовательской деятельности обучающихся 8-х классов «Компьютерное моделирование физических свойств молекул и кристаллов». Основные теоретические результаты: систематизация научных смыслов рассматриваемых ведущих понятий (научно-исследовательская деятельность, компьютерное моделирование). Практические результаты нашли свое выражение в разработке и реализации программы, предусматривающей включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность. Научная новизна данного исследования заключается в том, что сформулирована суть компьютерного моделирования в школьном курсе физики как инструмента научно-исследовательской деятельности обучающихся, представляющего механизм расширения имеющегося объема знаний, развития творческого и критического мышления, стимулирования поиска и нахождения рациональных путей преодоления поставленных задач, а также доказана идея разработки содержания программы научно-исследовательской деятельности обучающихся в школьном курсе физики и предложены практические шаги ее реализации. В результате было разработано содержание программы научно-исследовательской деятельности обучающихся 8-х классов «Компьютерное моделирование физических свойств молекул и кристаллов».
научная деятельность, исследовательская деятельность, обучающиеся, принципы научно-исследовательской деятельности, методологическое основание исследования, компьютерное моделирование, программа, результативность научно-исследовательской деятельности
1. Воробьева М. Н. Исторический аспект формирования и развития научно-исследовательской деятельности студентов. Транспортное дело России. 2015. № 1. С. 105–106. https://elibrary.ru/txtuux
2. Бажанов В. А. Деятельностный подход и современная когнитивная наука. Вопросы философии. 2017. № 9. С. 162–169. https://elibrary.ru/zgcqjb
3. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: ИП РАН, 2013. 464 c. https://elibrary.ru/tzjvwx
4. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004. 512 с. https://elibrary.ru/qzapcv
5. Слепцов А. И. Формы обучения учащихся исследовательской деятельности по физике. Теория и практика образования в современном мире: Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 20–23 февраля 2012 г.) СПб.: Реноме, 2012. С. 219–221. https://elibrary.ru/vmqstd
6. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск-М.: УдГУ, 2001. 103 с.
7. Блохин В. В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе. Преподавание истории в школе. 2017. № 3. С. 3–7. https://elibrary.ru/xxymhf
8. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения. Педагогика. 2008. № 4. С. 47–50. https://elibrary.ru/kvcmgd
9. Калматова Г. М. Когнитивные основы формирования научно-исследовательских умений студентов. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2025. № 2-2. С. 14–17. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2025-2-2-14-17
10. Кавтрев А. Ф. Компьютерные модели в школьном курсе физики. Компьютерные инструменты в образовании. 1998. № 2. С. 41–47.
11. Розова Н. Б. Применение компьютерного моделирования в процессе обучения (на примере изучения молекулярной физики в средней общеобразовательной школе): дис. … канд. пед. наук. Вологда, 2002. 163 с. https://elibrary.ru/nmcnxb
12. Маркович О. С. Компьютерное моделирование в учебном исследовании: разработка новых методов обучения с использованием информационных технологий. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 1–8. https://elibrary.ru/ytieai
13. Оспенникова Е. В., Антонова Д. А. Компьютерное моделирование как метод учебного познания при изучении предметов естественно-научного цикла в средней школе. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2024. Т. 19. № 3. С. 55–67. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2024-19-3-55-67
14. Денисенко М. А. Компьютерное моделирование при формировании компетенций будущего специалиста. Итоги научных исследований ученых МГУ имени А. А. Кулешова 2021 г.: науч.-метод. конф. (Могилев, 27 января – 11 февраля 2022 г.) Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2022. С. 75–76. https://elibrary.ru/swxczo
15. Львовский В. А., Воронцов А. Б., Заславский В. М., Чудинова Е. В., Эльконин Б. Д. Развивающее обучение. Модель основной образовательной программы образовательного учреждения. М.: Просвещение, 2013. 192 c. https://elibrary.ru/yniajv
16. Веденская Т. Е. Понятие «Система» и системный подход в педагогике. Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 197–199. https://elibrary.ru/twoovj
17. Горчичко С. Г. Педагогические подходы к профессиональному развитию учителя физики. Мир науки, культуры, образования. 2025. № 1. С. 107–109. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2025-1110-107-109
18. Ярычев Н. У. Методологические основания разработки компетентностного подхода в современной педагогике. Мир науки, культуры, образования. 2025. № 1. С. 76–77. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2025-1110-76-77
19. Dovesi R., Saunders V. R., Roetti C., Orlando R., Zicovich-Wilson C. M., Pascale F., Civalleri B., Doll K., Harrison N. M., Bush I. J., D’Arco P., Llunell M., Causà M., Noël Y., Maschio L., Erba A., Rerat M., Casassa S. CRYSTAL17 User's Manual. Torino, 2017.
20. Никитина Т. В. Практическая реализация междисциплинарного подхода в школьном образовании. Концепт. 2025. № 1. С. 169–181. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2025-11012
21. Перышкин А. В. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2013. 237 с.
22. Едронова В. Н., Овчаров А. О. Организация научного исследования. Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 3. С. 2–8. https://elibrary.ru/pmousp
23. Фролова Т. Н., Шашурина Г. В. Системный подход и его роль в научном исследовании. Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 158–161. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-158-161
24. Юрков Н. К., Якимов А. Н. Компьютерное моделирование и его роль в современном вузовском образовании. Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2017. Т. 2. С. 373–374. https://elibrary.ru/zdgufp
25. Санько А. М., Борисова С. П. Организация исследовательской деятельности обучающихся. Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25. № 88. С. 42–48. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2023-25-88-42-48
26. Гугало В. П., Остроумова Ю. С., Ханин С. Д. Актуализация научных основ и методов нанотехнологий в обучении физике. Международный научно-исследовательский журнал. 2025. № 2. https://doi.org/10.60797/IRJ.2025.152.70



