Евпатория, Россия
В статье рассматривается актуальная для современного образования психолого-педагогическая и научно-методическая проблема обобщения и систематизации знаний учащихся, связанная с необходимостью выработки у школьников умения работать с грамматической информацией, которую нужно осмыслить, переработать и применить на практике. Цель – представить методику систематизации и обобщения материала о служебных частях речи как процесс его переструктурирования в виде структурно-логических схем, таблиц и грамматических алгоритмов. В работе показана методика обобщения и систематизации грамматического материала по служебным частям речи, изучаемым в 7 классе. Научная новизна исследования состоит в усовершенствовании методических приемов обобщения и систематизации знаний о служебных частях речи в процессе грамматико-семантической структуризации учебного материала и представления его в виде структурно-логических схем, таблиц и алгоритмов, которые эффективно и оптимально используются при работе с грамматико-орфографическим материалом и помогают рассматривать приобретаемые знания в единстве, синтезе, в новых связях. Основополагающей гипотезой исследования выступает положение о том, что использование структурно-логических схем, таблиц и алгоритмов на уроках обобщения и систематизации знаний школьников эффективно и оптимально организует учебный процесс, вырабатывает у школьников прочные знания, умения и навыки нормативного и коммуникативно целесообразного употребления служебных слов в устной и письменной речи. Сделан вывод о том, что использование структурно-логических схем, грамматических таблиц и алгоритмов оптимизирует процесс усвоения грамматического материала. Практическое значение работы состоит в том, что современному учителю предлагается упорядоченная система работы по данной теме, которая имеет универсальный характер и может быть применима к другим лексико-грамматическим разрядам слов.
анализ, обобщение, систематизация, грамматико-семантическая структуризация, грамматический материал, урок русского языка
1. Левушкина О. Н. Технологизация как современная тенденция российского образования. Современные технологии в преподавании русского языка: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 2–3 октября 2020 г.) М.: МГПУ, 2020. С. 79–82. https://elibrary.ru/ncgtqq
2. Антонова Л. В., Антонов В. И., Бурзалова Т. В. Обобщение как путь формирования теоретического мышления учащихся. Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 15. С. 7–9. https://elibrary.ru/kysxaj
3. Воронцова Н. Д. Описание дидактической основы, приемов и средств для формирования обобщения и систематизации понятий учащихся. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 7. С. 28–33. https://elibrary.ru/uaosur
4. Царенкова В. В., Шпановская С. И. Логическая структуризация учебного материала как средство систематизации и обобщения знаний. Труды БГТУ. № 5. История, философия, филология. 2014. № 5. С. 180–182. https://elibrary.ru/xerhpx
5. Дятлова Е. Н. Организация обобщения социально-гуманитарных знаний в процессе их усвоения (на материалах экспериментальной работы). Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 3. С. 113–118. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2021-32-113-118
6. Кваскова Л. В. Основы функциональной грамматики: коммуникативно-прагматический аспект. М.: МПГУ, 2016. 160 с. https://elibrary.ru/jiarnn
7. Султанбаева Х. В. К проблеме служебных частей речи в лингвистике. Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1-1. С. 554–555. https://elibrary.ru/peguib
8. Перфильева Н. П. Коммуникативно-прагматический потенциал предлогов. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11. № 11. С. 132–136. https://elibrary.ru/pngeul
9. Раевская М. В. Теоретические проблемы изучения предлогов в отечественной лингвистике. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2014. Т. 11. № 2. С. 21–24. https://elibrary.ru/skbbop
10. Ширшикова А. А. О проблемах предлога в современном русском языке. Современные коммуникации: Язык. Человек. Общество. Культура, ред. Ж. А. Храмушина, Т. В. Попова, А. А. Шагаева. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2012. С. 49–55.
11. Дудина Ю. А. Основные русские сравнительные союзы в диахроническом аспекте. Наука ЮУрГУ: 66 науч. конф. (Челябинск, 15–17 апреля 2014 г.) Челябинск: ЮУрГУ, 2014. С. 1609–1615. https://elibrary.ru/sndriz
12. Прияткина А. Ф., Стародумова Е. Ф. Союзы и частицы в парадигматическом и синтагматическом аспектах. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 2. С. 20–24. https://elibrary.ru/ozymmr
13. Нагорный И. А. Грамматико-коммуникативные функции русских частиц в речевой сфере. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38. № 3. С. 369–378. https://doi.org/10.18413/2075-4574-2019-38-3-369-378
14. Клюшина А. М. Способность русских частиц передавать семантику крайности: аналитический обзор. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 7. С. 2174–2182. https://doi.org/10.30853/phil20220377
15. Краснова Е. А. Об актуальном направлении лингвопоэтики: русские союзы на текстовой службе (к истории вопроса). Научный диалог. 2019. № 7. С. 70–88. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-7-70-88
16. Виноградова Е. Н., Клобукова Л. П. Предлог: большие проблемы маленькой части речи. Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранный языки и методика их преподавания. 2017. Т. 15. № 3. С. 299–316. https://doi.org/10.22363/2313-2264-2017-15-3-299-316
17. Криворотова Э. В. Формирование системы аргументативных умений школьников при обучении решению познавательных задач на грамматическом материале. Современные технологии в преподавании русского языка: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 2–3 октября 2020 г.) М.: МГПУ, 2020. С. 157–161. https://elibrary.ru/jnyzym
18. Веккессер М. В., Мамаева С. В., Славкина И. А., Шмульская Л. С. Новые технологии обучения русскому языку в школе. Красноярск: СФУ, 2020. 108 с.
19. Гац И. Ю. Методика преподавания русского языка в заданиях и упражнениях. 2-е изд. испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 260 с. https://elibrary.ru/utelst
20. Тихомирова К. М, Кудина И. Ю. Комплекс средств обучения с позиций современной педагогической науки. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 3. С. 61–77. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-3-61-77
21. Фатхутдинова В. Г. Морфология русского языка: за пределами знаменательных частей речи. Казань: Отечество, 2016. 80 с.
22. Ходякова Л. А. Овладение аналитико-синтетическими умениями в контексте культуры при обучении русскому языку как условие самореализации креативной личности школьника (концепция). Современные технологии в преподавании русского языка: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 2–3 октября 2020 г.) М.: МГПУ, 2020. С. 100–106. https://elibrary.ru/awjawr
23. Фурсова Л. В., Величко И. В. Союзные средства русского языка. Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3. C. 219–220. https://elibrary.ru/vlldpd
24. Мурясов Р. З. Грамматические особенности частиц. Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 23. № 2. С. 515–521. https://elibrary.ru/iauykh
25. Савельева Л. А. Роль частиц в когезии и когерентности текста. Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 23. № 1. C. 225–232. https://elibrary.ru/wbvgol
26. Дейкина А. Д., Журавлева Л. И., Пахнова Т. М. Практикум по русскому языку: Пунктуация: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. М.: Вербум-М, 2004. 221 с.
27. Журавлева Л. И. Пунктуация. Русский язык в алгоритмах. 2-е изд., стер. Челябинск: Взгляд, 2010. 60 с. https://elibrary.ru/qvclbx
28. Клюхина И. В. Русский язык в алгоритмах и схемах. М.: Вако, 2018. 66 с.
29. Надточий Е. Д. Алгоритмы в обучении орфографии современного русского языка. Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2012. Т. 25. № 1-2. С. 304–307.
30. Чернораева Т. В., Гофман В. С., Никифорова А. Н., Диденко А. С. Русский язык. Все правила в алгоритмах. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 32 с.
31. Запорожская К. В. Применение современных педагогических технологий в обучении. Современные педагогические технологии и инновации: областные педагогические чтения. (Омск, 25 октября 2023 г.). Омск: БПОУ «ОПК № 1», 2023. С. 29–33.
32. Богуславский М. В., Милованов К. Ю., Овчинников А. В. Эффективные педагогические практики советской школы. М.: Институт содержания и методов обучения, 2024. 95 с. https://elibrary.ru/ghvwim



