Кемерово, Россия
Новокузнецк, Россия
В статье рассматриваются вопросы педагогического просвещения родителей в рамках воспитания у младших школьников нравственного отношения к общественно полезному труду. Сделан акцент на использовании активных и интерактивных форм и методов обучения, направленных на овладение родителями знаниями, умениями и навыками эффективного взаимодействия с педагогами и обучающимися. Цель – раскрыть некоторые содержательные аспекты по подготовке родителей к воспитанию у младших школьников нравственного отношения к общественно полезному труду. Исследование осуществляется с учетом теоретических и эмпирических методов. Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает их участие в проблемных семинарах, мастер-классах, тематических акциях, родительских лекториях, тренингах, на которых родители становились активными участниками обсуждения и решения различных проблемных ситуаций, практико-ориентированных заданий, связанных с целесообразным применением методов и форм воспитания нравственного отношения обучающихся к общественно значимой деятельности. В работе анализируются результаты, полученные на констатирующем этапе, и результаты, полученные после формирующего воздействия. Ценность данного исследования для практики определяется конструктивным взаимодействием с родителями обучающихся в контексте обучения совместным гармоничным отношениям с детьми при формировании у них трудовых умений и навыков, ответственности, дисциплинированности в труде. Сделан вывод о том, что эффективное формирование нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду основывается на сотрудничестве между педагогами, обладающими необходимыми знаниями, умениями и навыками, и родителями, готовыми активно участвовать в этом процессе.
обучающиеся начальной школы, воспитание, развитие моральных качеств, общественно полезный труд, педагогическая компетентность родителей, сотрудничество семьи и школы
1. Бичурина С. У. Семья в трудовом обучении младших школьников. Образование и саморазвитие. 2014. № 4. С. 181–187. https://elibrary.ru/xknnob
2. Дугарова Т. Ц., Фроленкова И. Ю. Воспитание ценностного отношения к труду на основе взаимодействия семьи и школы. Ценности и смыслы. 2024. № 6. С. 60–72. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2024-6-60-72
3. Ишмекеева А. К. Влияние семьи на становление личности ребенка. Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации: Национал. (Всерос.) науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 18 февраля 2022 г.) Нижний Тагил, 2023. С. 92–95. https://elibrary.ru/yfrhik
4. Колесов В. И., Архиповская Е. П. Роль семьи в формировании личности в воспитательном процессе: обзор теоретических подходов. Гуманитарный научный вестник. 2024. № 2. С. 58–63. https://doi.org/10.5281/zenodo.10776966
5. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С., Чугаева И. Г. Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект. Образование и наука. 2023. Т. 25. № 3. С. 97–121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-97-121
6. Тарабарина Т. И. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 128–131. https://elibrary.ru/musuvx
7. Колесник Е. А. Ценность труда в условиях цифровой трансформации занятости и рынка труда: межпоколенческий разрез. Управленческое консультирование. 2022. № 8. С. 82–93. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-8-82-93
8. Магун В. С. Как меняются российские трудовые ценности. Отечественные записки. 2007. № 3. С. 98–117. https://elibrary.ru/tbkcox
9. Рожкова Л. В., Дубина А. Ш., Воробьев В. П. Отношение к труду и трудовые установки молодежи в современных условиях. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 2. С. 116–126. https://doi.org/10.21685/2072-3016-2023-2-11
10. Абрамова Л. А. Нравственные отношения между субъектами образовательного процесса в отечественной школе (историко-педагогический анализ: первая треть ХХ в.). Чебоксары: ЧГУ, 2007. 280 с. https://elibrary.ru/qvpjkd
11. Вавилова И. Н. Нравственные отношения. Вестник Щадринского государственного педагогического института. 2013. № 1. С. 23–27. https://elibrary.ru/pyeuyr
12. Матюшин Г. Г. Нравственные отношения в советском и российском обществах. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012. 240 с.
13. Волков Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. М.: Владос, 2013. 511 с.
14. Давыдов В. В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. Психическое развитие младшего школьника, ред. В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1990. С. 8–27.
15. Чурекова Т. М., Штогрина Е. Н. Проблемы воспитания нравственного отношения к общественно полезному труду. Начальная школа. 2016. № 9. С. 8–13. https://elibrary.ru/xygkuv
16. Антилогова Л. Н. Нравственное становление и воспитание личности в современных условиях. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2. С. 71–73. https://elibrary.ru/pfrbnx
17. Бездухов В. П., Бездухов А. В., Гончарова Е. Н. Теоретические основы формирования опыта нравственного поведения школьников. Самара: ПГСГА, 2013. 136 с. https://elibrary.ru/meflwz
18. Колосова Е. А. Семейное трудовое воспитание: гендерный аспект изучения событийности детства. Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2024. № 3. С. 91–102. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-3-91-102
19. Федоров А. Ф. Оптимизация влияния семьи в формировании положительного отношения к труду. Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 394–397. https://elibrary.ru/ejkman
20. Штогрина Е. Н. Развитие трудовых навыков у младших школьников (из опыта работы). Служение науке – служение обществу 2023: Междунар. науч.-исслед. конкурc. (Петрозаводск, 20 декабря 2023 г.) Петрозаводск: Новая наука, 2023. С. 48–53. https://elibrary.ru/upvdod
21. Кирякова К. М., Чистякова Н. Д., Серебренникова М. К., Клейман И. С. Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения эффективности взаимодействия педагогов с родителями. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2022. № 2. С. 160–167. https://doi.org/10.24412/2308-717X-2022-2-160-167
22. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2000. 253 с.
23. Быкова Е. А., Истомина С. В., Самылова О. А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи. Перспективы науки и образования. 2020. № 4. С. 111–125. https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.7
24. Чурекова Т. М., Штогрина Е. Н. Подготовка педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду. Профессиональное образование в России и зарубежом. 2017. № 3. С. 111–115. https://elibrary.ru/znegdx
25. Чурекова Т. М., Штогрина Е. Н. Критерии и уровни сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-2. С. 99–102. https://elibrary.ru/vauftj
26. Челпаченко Т. В., Пахомова М. А. Современные формы педагогического просвещения родителей в России. Вестник Оренбургского государственного университета. 2023. № 2. С. 48–55. https://doi.org/10.25198/1814-6457-238-48
27. Дмитриев Ю. А. Социализация и развитие личности младшего школьника в процессе трудового воспитания. Школа и производство. 2013. № 7. С. 3–7. https://elibrary.ru/rcymil
28. Сармутдинова Г. Б. Теория и практика трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 19. № 4. С. 5–16. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4.1
29. Нарыкова Г. В. Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 59–66. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-59-66




