Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрена проблема становления и развития системы народных прокуратур железных дорог КНР. Цель – провести анализ истории учреждения развития народных прокуратур железных дорог (транспортных прокуратур) в КНР в период 1949–1987 гг. Актуальность темы обусловлена отсутствием исследований на данную тематику в юридической литературе, а также тем, что этот институт был создан при непосредственном восприятии опыта его организации в СССР. Специализированные прокуратуры КНР для надзора за транспортной сферой были учреждены в 1953 г. в целях обеспечения соблюдения закон­ности на транспорте и привлечения нарушителей к ответственности. Народные прокуратуры железных дорог были призваны обеспечить реализацию первого пятилетнего плана развития народного хозяйства КНР, процесс индустриализации, в котором транспорту отводилась значительная роль. Их последующее упразднение и восстановление было связано с общими процессами государственного строительства, на которые в значительной мере оказывало влияние восприятие / невосприятие опыта СССР, а также внутренние политические процессы, результаты восстановления и развития транспортной сферы. Сделан вывод о том, что учет и использование исторического опыта развития института народных прокуратур железных дорог КНР представляет существенный интерес для нашей страны, прежде всего, как пример развития оригинального советского органа прокуратуры, воспринятого за рубежом. Изучение динамики развития специализированного органа прокуратуры в транспортной сфере (с учетом единой исходной модели) может быть использовано при принятии решений о развитии и совершенствовании деятельности транспортных прокуратур в России.

Ключевые слова:
история КНР, надзор за транспортом в КНР, прокуратура, народная прокуратура КНР, транспортная прокуратура, народные прокуратуры железных дорог КНР
Список литературы

1. Трощинский П. В. Высшие органы государственной власти и управления в начальный период существования КНР (1949–1954 гг.) (историко-правовой аспект). 70 лет современному китайскому государству: науч. конф. (Москва, 20–22 марта 2019 г.) М.: ИДВ РАН, 2019. С. 323–335. https://elibrary.ru/xhckeo

2. Гудошников Л. М. Высшие органы государственной власти и государственного управления Китайской Народной Республики. М.: АН СССР, 1960. 110 с.

3. Сазонов С. Л., Цзы У. Железнодорожный транспорт КНР: императивы развития. М.: ИДВ РАН, 2019. 408 с. https://elibrary.ru/yfutdd

4. Чжан Цзюэ. Прокурор в современном уголовном процессе. Сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Китайской Народной Республики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 234 с. https://elibrary.ru/nonmtx

5. Лю Т. Восстановление китайско-советских дипломатических отношений в 1931–1932 годах: процесс и условия. Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2024. Т. 68. № 4. С. 81–94. https://doi.org/10.55959/MSU0320-8095-13-68-4-6

6. Мао Цзэдун. Революция и строительство в Китае. М.: Палея-Мишин, 2000. 472 с.

7. Конституционные акты Китая, сост. Д. В. Кузнецов. Благовещенск: БГПУ, 2014. 190 с. https://elibrary.ru/jphawb

8. Трощинский П. В. Особенности правового регулирования деятельности органов прокуратуры в современном Китае. Журнал научных и прикладных исследований. 2016. № 7. С. 44–46. https://elibrary.ru/woqkxt

9. Воеводин Л. Д. Государственный строй Китайской Народной Республики. М.: Госюризат, 1956. 271 с.

10. Судариков Н. Организация суда и прокуратуры Китайской Народной Республики. Социалистическая законность. 1952. № 5. С. 50–57.

11. 郝 瀛. 中 国 铁 路 建 设 概 论. 北京: 中国铁道出版社, 1998, 329.

12. Страницы истории сотрудничества железнодорожников СССР и КНР (Из неопубликованной работы Г. И. Мордвинова о КЧЖД). Проблемы Дальнего Востока. 1986. № 2. С. 177–184.

13. 李士英主编,王桂五、梁国庆副主编.当代中国的检察制度. 北京: 中国社会科学 出版社, 1988, 386.

14. Корешникова Н. Р. Правовые статусы прокуратур Российской Федерации и Китайской Народной Республики (сравнительно-правовой анализ). Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16. № 2. С. 203–208. https://doi.org/10.19073/2658-7602-2019-16-2-203-208

15. Гавриленко А. А. Становление народных прокуратур железных дорог в КНР. Проблемы совершенствования прокурорской деятельности и правоприменительной практики: конф. (Иркутск, 16–19 ноября 2021 г.) Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2021, 71–74. https://elibrary.ru/ecwyrr

16. Чугунов В. Е. Уголовный процесс Китайской Народной Республики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1959. 39 с.

17. Куманин Е. В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. М.: Наука, 1990. 160 c.

18. Новейшая история Китая (1917–1970), отв. ред. М. И. Сладковский. М.: Мысль, 1972. 437 с.

19. Гудошников Л., Егоров К. Отказ от социалистической законности в Китае. Социалистическая законность. 1975. № 11. С. 34–36.

20. Pritchard R. Industrial locomotives of the People's Republic of China: Second edition. Melton Mowbray: Industrial Railway Society, 2008, 252.

21. Тань Шичунь. Советские юристы в Китае (1949–1960). Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 6. C. 142–149. https://doi.org/10.31857/S013128120008001-2

22. Тихвинский С. Л. Избранные произведения. Кн. 6. дополнительная. М.: Наука, 2012. 376 с.

23. Остроумов Г. С. Политико-правовая идеология и кризис политической власти в Китае. Советское государство и право. 1967. № 6. С. 59–66.

24. Чжоу Фан. Государственные органы Китайской Народной Республики, пер. с кит. Л. М. Гудошников, С. Г. Остроумов. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 223 с.

25. Смирнов Д. А. Идейно-политические аспекты модернизации КНР: от Мао Цзэдуна к Дэн Сяопину. М: Институт Дальнего Востока РАН, 2005. 324 с. https://elibrary.ru/qpcayh

26. История Китая, ред. А. В. Меликсетов. 2-е изд., испр. и доп. М.: МГУ, 2002. 736 с.

27. Молодцова Л. И. Экономика КНР: возможности и реальность. М.: Наука, 1976. 235 с.

28. Гудошников Л. М. Произвол и насилие – основа политики маоистов. Проблемы Дальнего Востока. 1974. № 3. С. 64–72.

29. Гудошников Л. М., Трощинский П. В. Функционирование правоохранительных органов КНР в период крупных политических кампаний (1957–1976 гг.). Журнал научных и прикладных исследований. 2016. № 6. С. 53–55. https://elibrary.ru/whsfkr

30. Антонов В. И., Аршавский Г. А., Гудошников Л. М. и др. Современное право Китайской Народной Республики (обзор законодательства). М.: ИДВ РАН, 2012. Т. 1. 392 с.

31. Гавриленко, А. А. Некоторые аспекты развития модели советской транспортной прокуратуры в Китайской Народной Республике (КНР) и странах постсоветского пространства. Федеративное государство: историко-правовой опыт и современные практики (к 100-летию образования СССР): Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 20–22 октября 2022 г.) Омск: ОмГУ, 2022. С. 457–462. https://elibrary.ru/pdtehk

32. Гавриленко А. А., Юсовских Е. О. К вопросу о восстановлении транспортной прокуратуры в СССР. Сибирский юридический вестник. 2012. № 1. С. 3–11. https://elibrary.ru/opwilj


Войти или Создать
* Забыли пароль?