Новосибирск, Россия
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что до настоящего момента в конституционно-правовой науке не дан исчерпывающий ответ об эффективных средствах борьбы с абсентеизмом, а также о субъектах, которые должны их применять. Предмет исследования – феномен пропаганды права в России при реализации институтов демократии и народовластия. Цель – обосновать возложение обязанности пропаганды права с целью борьбы с абсентеизмом, популяризации активного и пассивного избирательного права на политические партии. Для этого необходимо решить следующие задачи: уяснить природу феномена пропаганды и определить ее влияние на конституционно-правовое регулирование; выявить особенности пропаганды права в России по цели, способам и субъектам; обосновать тенденцию расширения круга субъектов пропаганды права исходя из цели такой пропаганды; исследовать деятельность российских политических партий в рамках пропаганды права. Исследование проведено путем применения междисциплинарного подхода, а также с использованием метода системного анализа правовых явлений, историко-правового и формально-юридического методов. Установлено, что пропаганда имеет юридико-психологическую, то есть смешанную природу: с одной стороны, для пропаганды присуще использование психологических приемов манипуляции и технологий массовой коммуникации; с другой стороны, отдельные виды пропаганды урегулированы в законодательстве Российской Федерации, определены ее юридические критерии, наработана судебная практика. Недостатком является фрагментарный характер правового регулирования, который компенсируется правоприменительной практикой. С целью недопущения злоупотребления правом в Конституции Российской Федерации закреплены пределы пропаганды. В законодательстве обозначены субъекты пропаганды, к которым относятся органы публичной власти. Пропаганда права, осуществляемая политическими партиями, должна быть нацелена на борьбу с абсентеизмом, популяризацию активного и пассивного избирательного права. Пропаганда права ведется только некоторыми политическими партиями в ограниченных формах и не имеет системного характера. Сделан вывод о том, что обязанность пропаганды права с целью борьбы с абсентеизмом, популяризации активного и пассивного избирательного права должна быть возложена на политические партии и закреплена в Федеральном законе «О политических партиях».
пропаганда права, политические партии, популизм, абсентеизм, идеология, манипуляция, цифровизация, конституционные ценности, народовластие
1. Щепачев В. А. Конституционная концепция правового государства и проблемы ее реализации в законодательстве Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 12–16. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2020-1-12-16
2. Лопатин А. И. Цифровизация избирательных действий и процедур в России: вопросы права. Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 5. С. 43–55. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.051
3. Головина А. А. Трансформация современного правосознания российского избирателя в контексте цифровизации публично-властной коммуникации. Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 28–33. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2021-2-28-33
4. Рыбакова О. С. К вопросу о необходимости формирования конституционно-правового мировоззрения современной молодежи. Конституционное и муниципальное право. 2024. № 5. С. 53–59. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2024-5-53-59
5. Завьялова Н. Ю. Опыт организации советской пропаганды в СССР. Вестник Воронежского института МВД России. 2025. № 1. С. 197–202. https://elibrary.ru/usnqua
6. Куликова С. А. Цензура и правовые ограничения свободы массовой информации. Юридический мир. 2012. № 10. С. 24–28. https://elibrary.ru/pffrpr
7. Куликова С. А. Конституционный запрет цензуры: правовое содержание и развитие в российском законодательстве. Труды по интеллектуальной собственности. 2015. Т. 23. № 4. С. 102–128. https://elibrary.ru/yujetn
8. Добросклонская Е. Н. Пропаганда в системе постсоветского политического дискурса. Социология власти. 2008. № 1. С. 114–122. https://elibrary.ru/juhxzf
9. Добросклонская Е. Н. Динамика политической пропаганды в постсоветских СМИ. Журналистика в 2004 году: СМИ в многополярном мире: науч.-практ. конф. (Москва, 2–5 февраля 2005 г.) М.: Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005.
10. Свечникова С. В. Тоталитаризм и пропаганда. Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 1. С. 39–42. https://elibrary.ru/xpqxvr
11. Лучкин Д. А. Пропаганда в информационной стратегии российского государства. Теория и практика управления: новые подходы, ред. Т. Я. Подольская, М. А. Сажина. М.: Университетский гуманитарный лицей, 2004. Вып. 3.
12. Прокопенко Д. Ю. Опросы общественного мнения как инструмент политического маркетинга. Реформы в России и проблемы управления: 20 Всерос. науч. конф. молодых ученых и студентов. М., 2005.
13. Щербаль С. С. Пропаганда – способ организации политического дискурса. Наука Кубани. 2005. № 2. С. 27–42.
14. Орлов И. Б. Сущность и механизмы пропаганды (От какого наследства мы отказываемся?). Вопросы правоведения. 2009. № 1. C. 57–66. https://elibrary.ru/oxngwl
15. Забарин А. В. Механизмы информационно-психологической защиты гражданина и общества от воздействия деструктивных идеологий. Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе: IV Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Новосибирск, 25–26 февраля 2025 г.) Новосибирск: Новосибирский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии, 2025. С. 165–169. https://elibrary.ru/tuokzg
16. Забарин А. В. Контрпропаганда как социально-психологический инструмент противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Научное мнение. 2023. № 6. С. 118–122. https://doi.org/10.25807/22224378_2023_6_118
17. Тогузаева Е. Н. Пропаганда, агитация и политическая реклама: проблемы и противоречия правового регулирования. Актуальные проблемы российского права. 2014. № 12. С. 2742–2745. https://elibrary.ru/tjkwyz
18. Дудко И. Г. Авторитетность конституции. Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 3–8. https://elibrary.ru/sjkvvz
19. Комкова Г. Н., Тогузаева Е. Н. Конституционные основы институциональных изменений правовой пропаганды. Актуальные проблемы развития правовых институтов в контексте глобальных вызовов, отв. ред. С. Е. Чебуранова. Гродно: ГрГУ, 2024. C. 16–20. https://elibrary.ru/cowlyq
20. Фролов В. В. Правовая пропаганда как направление деятельности органов прокуратуры СССР в годы перестройки (на примере Псковской области). Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 79. С. 92–96. https://doi.org/10.17223/19988613/79/11
21. Сорокин Д. В. Конституция СССР и вопросы правовой пропаганды (в помощь лектору). Л., 1980. 16 с.
22. Ильясова А. С. Плакатное искусство в системе антирелигиозной пропаганды в 20–30 годах СССР. Наука. Искусство. Культура. 2022. № 4. С. 194–199. https://elibrary.ru/ncydap
23. Татаркин В. Е. Идеология политических партий в условиях реформирования партийной системы современной России. Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4. С. 39–44. https://elibrary.ru/taqklx
24. Слинько А. А., Криворучко А. А. Усиление популистских тенденций в условиях кризиса традиционных партийно-политических систем. Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2021. № 2. С. 64–67. https://elibrary.ru/axaalr
25. Глухова А. В. Популизм в XXI веке: временно, надолго, навсегда? Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2021. Т. 13. № 2. С. 33–61. https://doi.org/10.48015/2076-7404-2021-13-2-33-61
26. Бурла В. М. «Конституционные ценности» как научная категория: проблемы дефиниции, формализации, систематизации. Актуальные проблемы российского права. 2024. Т. 19. № 3. С. 11–26. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.160.3.011-026



