INNOVATIVE ENVIRONMENT IN PUBLIC CATERING
Abstract and keywords
Abstract (English):
Public catering is a very specific sphere with a number of factors that hinder innovative development. As a result, local public catering businesses require innovative elements that would be tailored for their needs. The research objective was to analyze the prospects of the public catering industry in the Kemerovo Region and design an instrument for its innovative environment. The research featured public catering enterprises, food industry universities, consumers, and market, as well as related products, services, and technologies. It also involved such elements of local innovation infrastructure as business incubators, technology transfer centers, core facility centers, and industry-specific innovation clusters. The analysis relied on such basic methods as analysis, generalization, systematization, and synthesis. State regulation stimulates research and innovative activity by financing projects in priority areas of science and technology. For example, programs UMNIK and START choose applicants with the best innovative project. These programs need new methods of selecting the winners and organizing their cooperation. The research offers a stage-by-stage mechanism of interaction, goal setting, and decision making. The infrastructure elements belonged to the innovation cycle: a student business incubator, an Infopark, a core facility center, a technology transfer center, and a industry-specific cluster. Industry-specific clusters proved effective for the public catering sector. Innovative activity makes sense when it is integrated with universities and regional infrastructure. Regional food catering infrastructure needs innovative elements and innovative projects, and industry-specific clusters can bring these novelties to the market.

Keywords:
Innovative development, innovative project, innovative infrastructure, innovation activity, thematic cluster
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации отмечается, что обеспечение перехода страны на инновационный путь развития требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, а также организациями гражданского общества [1]. Актуально это для сферы малого предпринимательства, т. к. проблема развития малого бизнеса в России остается нерешенной [2]. В соответствии со статистическими данными Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organization for Economic Cooperation and Development) за 2017 г. среди стран-членов ОЭСР доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве предприятий составила около 98 %; доля малых и средних предприятий в структуре валового внутреннего продукта – от 50 до 60 %; занятость – более 60 % от общего количества занятых. Доля малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП России в 2017 г. составила 22 %, а занятость – 19 % от общего количества занятых [3, 4]. Немаловажным фактором в развитии малого предпринимательства является территориальная расположенность регионов [5]. Ряд исследователей выявил, что активность малого предпринимательства снижается по мере удаленности от центральной части России [6, 7]. Инновационные процессы малых предприятий различаются от отрасли к отрасли содержанием разработок, скоростью технологических изменений, структурой взаимосвязей и доступом к знаниям, а также организационными структурами и институциональными факторами [8, 9]. Для 72 Gornikov N.V. et al. Food Processing: Techniques and Technology, 2022, vol. 52, no. 1, pp. 70–78 некоторых отраслей характерны быстрые изменения и радикальные инновации, для других – меньшие и улучшающие изменения. Инновации в сфере услуг для социальноэкономического развития регионов получают все большее признание. Это представляет интерес для исследований, посвященных инновациям в производстве продукции и предоставлении услуг [10]. Особенностью деятельности предприятий сферы услуг является то, что разграничение между продуктами и процессами размыто, а производство и потребление происходят одновременно [11]. Поэтому инновационная деятельность в сфере услуг должна иметь тенденцию к непрерывности по улучшающим изменениям как в продуктах, так и в процессах. Малые и средние предприятия относятся к узкоспециализированным в своей деятельности. Например, предприятия общественного питания. Для повышения эффективности развития необходимо взаимодействие этих предприятий с другими профильными предприятиями, органами и организациями, в том числе научно-образовательными [12]. Это делает актуальным проведение анализа перспектив участия предприятий отрасли общественного питания как представителя малого предпринимательства в инновационной деятельности, выявление специфики создания условий для нее и разработку механизма взаимодействия предприятий с другими участниками инновационной деятельности в региональных условиях. Анализ специализированной литературы в сфере питания, в том числе отраслевых научных журналов («Пищевая промышленность», «Хранение и переработка сельхозсырья» и т. д.), выявил высокую публикационную активность специалистов в направлении разработки рецептур и технологий функциональных и специализированных продуктов питания, блюд и рационов [13]. Результаты патентных исследований свидетельствуют о меньших количествах разработок, получивших свидетельства на интеллектуальную собственность. Анализ рынка функциональных продуктов питания, проводимый разными исследователями, показывает низкий процент коммерциализуемости от общего числа научных разработок [14]. Это связано с тем, что задел научно-технических разработок на новые продукты в университетах представлены в виде НИР и НИОКР, а не в виде инновационного проекта. Это подтверждает ранее высказанную авторами гипотезу об отсутствии интеграции участников научноинновационной деятельности в системе «наука и образование – производство – рынок» и вызывает необходимость выявления причин такого разрыва и разработки предложений по их устранению. Целью исследования является анализ перспектив инновационного развития предприятий общественного питания в региональных условиях, а также разработка механизма развития инновационной среды. Объекты и методы исследования Объектами исследования стали предприятия общественного питания, профильные университеты, потребители, рынок товаров, услуг и технологий, а также элементы инновационной инфраструктуры региона (бизнес-инкубаторы, центр трансфера технологий, центры коллективного пользования и тематический инновационный кластер). В качестве методов исследования применяли анализ, обобщение, систематизацию и синтез. Результаты и их обсуждение Общественное питание – это отрасль, чувствительная к изменениям внешней среды: социальноэкономическим, экологическим, эпидемиологическим и др. [15, 16]. Предприятия общественного питания не относятся к высокотехнологичным, где исследования и разработки играют ключевую роль в развитии, в том числе инновационным. Особенности организационной структуры предприятий свидетельствуют о том, что эффективность их деятельности должна базироваться на сотрудничестве, перерастающем в партнерство. Инновационное сотрудничество дает предприятиям возможность получить доступ к знаниям и технологиям, которыми они не могли бы воспользоваться самостоятельно. В партнерстве присутствует высокий синергетический потенциал, поскольку партнеры заинтересованы друг в друге. Инновационное развитие в системе «наука и образование – производство – рынок» предполагает сотрудничество между научно-образовательными организациями и профильными предприятиями, что формирует инновационную среду [17]. Инновационная среда – это совокупность участников научно-инновационной деятельности, объединенных стратегиями развития отраслей и регионов, инновационной политикой организаций и предприятий материальной и нематериальной сфер. Их задачей является производство и реализация товаров, технологий и услуг для удовлетворения потребительского спроса и повышения качества жизни. Цель инновационной среды – эффективное развитие инновационной деятельности, направленной на социально-экономическое развитие отраслей и регионов. Задача – сформировать специалиста для инновационной деятельности, который способен и готов к разработке инновационного проекта новшеств в благоприятных условиях, созданных в регионе при поддержке и регулировании государства, с целью 73 Горников Н.В. [и др.] Техника и технология пищевых производств. 2022. Т. 52. № 1 С. 70–78 материализации научно-технических достижений и коммерциализации новшеств для удовлетворения потребителя и развития спроса на рынке. Инновационная сфера – понятие, включающее в себя широкий круг участников, которые создают условия обеспечения инновационной среды необходимой информацией для инновационной деятельности. Это государственная поддержка в виде Фондов, объекты инновационной инфраструктуры, некоммерческие организации (ассоциации и союзы, общественные организации), потребители и т. д. Основными элементами при формировании инновационной среды в сфере питания являются: – программы создания элементов инновационной инфраструктуры в отрасли; – система студенческих научных сообществ и коллективов; – система образования (формальная и неформальная), включающая программы подготовки студентов к научно-инновационной деятельности; – механизм формирования престижа научноинновационной деятельности в отрасли; – государственная поддержка инновационного проекта в отрасли/регионе. Государственная поддержка инновационных проектов в сфере питания как результат процесса научно-инновационной деятельности осуществляется через ряд фондов в рамках программ [18]. Финансовая поддержка инновационных проектов в сфере питания осуществляется через бюджетное и венчурное финансирование (табл. 1). Для поддержки научно-инновационной деятельности молодежных коллективов в сфере питания представляет интерес Фонд содействия инновациям. Одним из условий участия в конкурсах фонда (программы «УМНИК», «СТАРТ» и др.) является наличие интеллектуальной собственности или заявка на ее получение, зарегистрированная в Федеральном институте промышленной собственности [19]. Анализ патентной активности в Кемеровской области показал, что за последние 5 лет в регионе получено более 50 патентов на изобретения и более 30 патентов на полезную модель, относящихся к области техники и технологии в сфере питания. Это свидетельствует о высокой патентной активности. Однако владельцами результатов интеллектуальной деятельности являются профильные научнообразовательные организации без последующей передачи интеллектуальной собственности на предприятия для реализации новшеств. Это является сдерживающим фактором в развитии инновационной деятельности. В области разработки НИОКР и получении результатов интеллектуальной деятельности в Таблица 1. Виды поддержки инновационных проектов Table 1. Types of support for innovative projects Бюджетное финансирование Венчурное финансирование Программы Источник финансирования Источник Характеристика финансирования По контрактам выполнения заказа: – федеральные инновационные программы; – государственные научнотехнические программы; – международные проекты и программы Приоритетные направления научнотехнологического развития России; критические технологии Частное партнерство рискового капитала Частный капитал для инновационной деятельности, экспертизы, собственного опыта и получения дохода Корпоративный рисковый капитал Объединяет капиталы для инновационной деятельности, НИОКР и прибыли Целевые бюджетные фонды: – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ); – Российский научный фонд (РНФ); – Фонд содействия инновациям Гранты, перспективные НИР Инвестиционные банковские фонды Финансируют проекты предприятий при условии снятия рисков Базовое финансирование стратегии: – Академия науки и др.; – государственные научные центры, научноисследовательские институты Целевые и федеральные целевые программы Частные организации венчурного капитала Имеют лицензию и действуют от организаций правительства Индивидуальные инвесторы Финансирую стартапы, когда есть личность и идея, но нет опыта в бизнесе Правительство регионов Финансирование на ранних стадиях инновационной деятельности. Размер финансирования ограничен 74 Gornikov N.V. et al. Food Processing: Techniques and Technology, 2022, vol. 52, no. 1, pp. 70–78 виде интеллектуальной собственности работают вузы и научные организации региона: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, Сибирский государственный индустриальный университет, Кемеровский государственный университет, Федеральный исследовательский центр угля и углехимии Сибирского отделения Российской академии наук и др. Патентная активность выше в отраслях, имеющих партнерские отношения между научно-образовательными организациями и предприятиями. Результатом является интеллектуальная собственность, стоящая на балансе и реализуемая на потребительском, промышленном и технологическом рынках. Необходимо отметить, что высокая активность наблюдается в отраслях, где имеются элементы инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, технопарк и т. д. Одним из направлений поддержки малого предпринимательства является информационная поддержка, которая заключается в формировании информационно-коммуникационных систем. Наличие интеллектуальной собственности в сфере питания в КемГУ является основанием и перспективой создания в вузе элементов инновационной инфраструктуры для трансфера технологий (центр трансфера технологий). Это будет мотивировать профессорскопреподавательский состав и научных сотрудников кафедр и подразделений, имеющих отношение к сфере питания, находить возможности формирования партнерских отношений с предприятиями отрасли для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности специалистов. Для этой цели разработан механизм взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры для сферы питания в системе процесса научно-исследовательской деятельности «от идеи до потребителя» (табл. 2). Государственная поддержка инновационного развития отраслей и регионов заключается в создании благоприятных условий. Для этой цели формируется инновационная система, основной задачей которой является процесс интеграции субъектов и объектов (участников инновационного процесса) для разработки и практической реализации инновационных проектов с целью развития предприятий [20]. Концепция инновационного развития Кемеровской области на период до 2030 г. разработана в целях обеспечения устойчивого Элемент инфраструктуры Назначение Студенческий бизнес-инкубатор в профильном вузе Формирует творческие группы студентов и молодых специалистов для участия в инновационной деятельности в сфере питания на основе междисциплинарных/межотраслевых связей. Генерация идей базируется на выявлении проблем в области питания и здоровья населения Кузбасса и нахождении нестандартных путей решения Информационнотехнологический центр Осуществляет сбор информации по проблемам в области питания и здоровья населения, организационно-управленческим проблемам предприятий сферы питания, экологическим проблемам региона и т. д., являющихся приоритетными и требующих разработки новшеств (технологических, организационных, маркетинговых и т. д.). Цель – доведение информации до потенциальных пользователей с целью разработки инновационных проектов Центр коллективного пользования научным оборудованием Проведение исследований, в том числе фундаментальных, результаты которых могут стать основой разработки новшеств при разработке инновационных проектов, базой для интеллектуальной собственности и возможностью участия в конкурсах и грантах фондов поддержки исследований и разработок Бизнес-инкубатор Проводит консалтинг разработки инновационных проектов. Их реализация возможна либо путем открытия малых инновационных предприятий, либо выведением инновационных проектов на технологический рынок для сферы питания Центр трансфера технологий в профильном вузе Осуществляет сбор и систематизацию существующих проектных разработок в вузе, поиск заинтересованных партнеров, доработку в соответствии с требованиями, предъявляемыми к инновационных проектам, и последующую коммерциализацию на предприятии реального сектора экономики Тематический кластер Элемент инновационной инфраструктуры, объединяющий предприятия и организации, заинтересованные в реализации инновационных проектов по моно направлению научноинновационной деятельности. Например, разработка инновационных проектов функциональных хлебобулочных изделий, реализуемых на хлебопекарных предприятиях Кемеровской области Рынок товаров и технологий РИД Формирует спрос на новшества Таблица 2. Совокупность элементов инновационной инфраструктуры Table 2. Elements of the innovation infrastructure 75 Горников Н.В. [и др.] Техника и технология пищевых производств. 2022. Т. 52. № 1 С. 70–78 развития региональной инновационной системы, повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, а также в целях создания условий для повышения инновационной активности предприятий и организаций и эффективной системы межведомственного взаимодействия по реализации единой стратегии инновационного развития региона. Согласно Рейтингу инновационного развития субъектов России (2021 г.) Кемеровская область находится на 35-м месте из 83. Рост доли инновационной продукции и реализация инновационного потенциала региона сдерживаются отсутствием на территории области объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, венчурных фондов, центров коммерциализации технологий при вузах). Они могли бы обеспечить эффективную взаимосвязь науки и бизнеса, коммерциализацию научных разработок, создать рабочие места для молодежи, получившей образование по перспективным направлениям и готовой к инновационной деятельности в отраслях региона. Инфраструктура инновационной деятельности – это комплекс взаимосвязанных структур, обеспечивающих базу для решения задач процесса научно-исследовательской деятельности. Роль инновационной инфраструктуры – выступать связующим звеном между участниками процесса научно-исследовательской деятельности: «Научнообразовательные организации» и «Производство», а также выводить результаты их совместной деятельности (товар, технология, услуга) на рынок, т. е. доводить продукт как объект инновационного проекта до коммерциализации. Первым объектом в инфраструктуре Кемеровской области для размещения инновационных и сервисных компаний стал Кузбасский технопарк, созданный в 2007 г. Учитывая специфику области (Кузбасс – крупный промышленный регион), деятельность Технопарка была направлена на инновационное развитие химической и угледобывающей промышленности. Однако фактор «промышленная ориентация региона» свидетельствует о необходимости инновационного развития сферы питания для формирования и поддержания здоровья местного населения. Это делает актуальным создание условий для инновационного развития предприятий сферы питания. Наряду с угольным кластером Кузбасса, являющимся базовым в отраслевой специфике развития региона, имеют официальный статус и функционируют еще три кластера: биомедицинский, агропромышленный и туристический. Они относятся к кластерам малых и средних предприятий, что подтверждается анализом их формирования и развития (табл. 3). В соответствии с типизацией кластеров агропромышленный и биомедицинский кластеры относятся к процессным, туристско-рекреационный – к туристическим. Предприятия общественного питания, оказывая услуги питания и обслуживания, могут являться участниками как агропромышленного, так и туристско-рекреационного кластеров. Таблица 3. Кластеры Кемеровской области – Кузбасса (по состоянию на сентябрь 2021 г.) Table 3. Clusters of the Kemerovo region (September 2021) Кластер Цель и задачи Участники Комплексная переработка угля и техногенных отходов Целью создания и развития кластера является усиление конкурентоспособности региональной экономики за счет внедрения результатов НИОКР, привлечения инноваций и мирового опыта в сфере комплексной переработки угля и отходов, получаемых при его добыче, обогащении и сжигании. Создан в 2012 г. 46 Биомедицинский Создание кластера предполагает специализацию Кемеровской области на высокотехнологичной медицинской помощи, а также выпуске биоматериалов и биопрепаратов. Создан в 2014 г. 80 Агро-промышленный Добровольное и неформальное объединение организаций разных отраслей, географически сосредоточенных в одном регионе, с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и защиты окружающей среды. Задачи: повышение продовольственной безопасности региона и конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве. Создан в 2015 г. 130 Туристскорекреационный Целью функционирования кластера является повышение конкурентоспособности предприятий туристско-рекреационного комплекса, продвижение внутреннего туристского продукта и расширение спектра туристских услуг в регионе в долгосрочном периоде. Создан в 2015 г. в рамках Стратегии развития туристскорекреационного кластера Кузбасса на период до 2025 г. 78 76 Gornikov N.V. et al. Food Processing: Techniques and Technology, 2022, vol. 52, no. 1, pp. 70–78 Анализ информации об обозначенных кластерах, размещенных в открытом доступе на сайтах профильных департаментов Администрации Правительства Кузбасса, свидетельствует о том, что запланированные мероприятия для достижения цели можно охарактеризовать как направленные на развитие бизнеса, а не инновационной деятельности. В условиях процесса научно-инновационной деятельности создание и развитие инновационных кластеров является актуальным, т. к. это организационная форма развития предприятий на основе решения актуальных проблем и задач развития отрасли в виде процесса разработки и практической реализации инновационных проектов. Поэтому представляет интерес создание тематических инновационных кластеров. Предложен механизм формирования инновационных кластеров в сфере питания региона (табл. 4). В перечне критических технологий Российской Федерации имеется направление (№ 22) по разработке технологий, направленных на снижение социальнозначимых заболеваний. Для его реализации Таблица 4. Механизм функционирования тематических инновационных кластеров в сфере питания Table 4. Public catering innovation clusters and their finctioning Таблица 5. Перспективные региональные тематические инновационные кластеры в сфере питания Table 5. Promising regional public catering innovation clusters Элементы механизма Характеристика элементов механизма Условия создания кластера – региональная политика по инновационному развитию отраслей и региона; – граничные условия: отрасль, программа, тематическое направление, регион; – сформированная инновационная среда (инновационная сфера) Критерий создания кластера – наличие производственной кооперации; – наличие партнерских отношений между представителями науки, образования и промышленными предприятиями; – наличие инновационной инфраструктуры Инициатор создания кластера – группа промышленных предприятий, имеющих кооперационные связи и партнерские (творческие) отношения с научно-образовательными организациями (наука, образование) Управление кластером – специально созданная организация для управления тематическим кластером, учредителями которой являются промышленные предприятия Форма поддержки – субсидии участникам промышленного кластера на реализацию совместных инновационных проектов; – гранты для поддержки инновационных проектов Наименование Тематический инновационный кластер «Кузбассхлеб» Тематический инновационный кластер «Школьное питание в Кузбассе» Цель, задачи Обеспечение населения Кузбасса хлебобулочными изделиями специализированного назначения для разных групп населения, в том числе для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний на основе инновационных проектов и интеграции участников Обеспечение обучающихся образовательных учреждений Кузбасса продукцией (рационами) в соответствии с рекомендациями, соответствующих органов и организаций, в том числе специализированного назначения, на основе инновационных проектов и интеграции участников Участники Профильные образовательные учреждения (университеты, колледжи), малые и средние хлебопекарные предприятия региона, вузовские малые инновационные предприятия, элементы инновационной инфраструктуры Профильные образовательные учреждения (университеты, колледжи), малые и средние пищевые предприятия региона, предприятия общественного питания образовательных учреждений, вузовские малые инновационные предприятия, элементы инновационной инфраструктуры Ожидаемые результаты Новые технологии и продукты функционального назначения, интеллектуальная собственность, инновационные проекты для участия в конкурсах и грантах, кадры для инновационной деятельности, сформированный региональный рынок функциональных продуктов питания, технологический рынок, освоение внутреннего и внешнего рынка Новые технологии и продукты функционального назначения, интеллектуальная собственность, инновационные проекты для участия в конкурсах и грантах, кадры для инновационной деятельности, сформированный региональный рынок функциональных продуктов питания, технологический рынок, здоровое поколение 77 Горников Н.В. [и др.] Техника и технология пищевых производств. 2022. Т. 52. № 1 С. 70–78 перспективно участие в грантах молодых ученых, представителей отраслей сельскохозяйственной, пищевой и перерабатывающей промышленностей, общественного питания, медицины (гигиены) и т. д. Коллаборация и партнерские отношения науки с профильными предприятиями промышленности формируют тематические кластеры, включающие в себя науку, образование, малые и средние предприятия, инфраструктуру инновационной деятельности. Тематические кластеры способствуют решению ряда задач, изложенных в стратегических документах развития России до 2035 г. Создание тематических кластеров может быть связано, например, с разработкой, производством и выведением на рынок однородных групп функциональных продуктов. Преимущество тематических кластеров состоит в том, что они представляют собой кооперацию, инновационное развитие участников которой строится на совместной интеллектуальной собственности и совместном участии в формировании технологического рынка и рынка технологий. Примеры перспективных региональных тематических кластеров в сфере питания представлены в таблице 5. Опыт научно-инновационной деятельности по тематическим направлениям в сфере питания в Кузбассе имеется. Он был накоплен в период реализации региональной программы «К здоровью – через питание», разработанной и реализуемой с 2002 г. Инициаторами и участниками программы являлись профильные университеты, органы муниципальной власти и пищевые предприятия региона. Кроме того, к реализации программы были подключены ТУ Роспотребнадзора по Кемеровской области, Центр стандартизации, метрологии и сертификации и др. Вывод С одной стороны, сектор малого предпринимательства, к которому относится общественное питание, является важным фактором социальноэкономического развития общества, с другой – имеются объективные проблемы, сдерживающие его развитие. К ним можно отнести многочисленность, многоформатность, децентрализацию, отсутствие высококвалифицированных специалистов, низкий уровень доступности к информации и технологиями и т. д. В условиях инновационного развития малого предпринимательства важное значение имеет формирование инновационной среды, которая основывается на партнерских отношениях научнообразовательных организаций и производстве в системе «наука и образование – производство – рынок». Для повышения эффективности инновационной деятельности предприятий через разработку и практическую реализацию инновационных проектов необходима государственная поддержка и инновационная инфраструктура, которая приближена к специфике деятельности предприятий сферы питания. Перспективной организационной формой развития инновационной деятельности в сфере питания являются тематические кластеры, в рамках которых эффективна разработка и практическая реализация инновационных проектов по актуальным темам. Критерии авторства Н. В. Горников – 20 %, Л. А. Маюрникова – 25 %, С. В. Новоселов – 25 %, Т. В. Крапива – 15 %, А. А. Кокшаров – 15 %. Конфликт интересов Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution N.V. Gornikov – 20%, L.A. Mayurnikova – 25%, S.V. Novoselov – 25%, T.V. Krapiva – 15%, A.A. Koksharov – 15%. Conflict of interest The authors declare that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.

References

1. Krasnostanova N, Yatskevych I, Maidaniuk S, Palamarchuk V, Pryvalova N. Strategic management tools for innovative development of the region. Studies of Applied Economics. 2021;39(5). https://doi.org/10.25115/eea.v39i5.5282

2. Klimovskikh NV, Arutyunova AE, Chernenko EM, Tyutyunnikov AS. Regulation of small business development in Russia. Revista Genero and Direito. 2020;9(3):360-378.

3. Small, medium, strong. Trends in SME performance and business conditions. Paris: OECD; 2017. 120 p. https://doi.org/10.1787/9789264275683-en

4. Volodkevich SI. Improving the methodology for assessing the business climate at small companies in the region. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2021;227:1011-1018. https://doi.org/10.1007/978-981-16-0953-4_95

5. Yushkova VV, Myazin NS, Davydov VV, Makeev SS, Rud VYu, Switala F. Problems and main directions of innovative development of small and medium-sized businesses in agriculture of Russia. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020;940. https://doi.org/10.1088/1757-899X/940/1/012045

6. Varagina AE. The role of small and medium-sized businesses in Russia. Young Scientist. 2018;210(24):119-124. (In Russ.).

7. Prokhorova VV, Kobozeva EM, Belyaeva EV. Anlysis of business activity of small and medium business in Russia. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019;27(3):25-31. (In Russ.).

8. Pyataeva O, Zueva A, Nurgazina G. Development of small business in conditions of innovative economic development. Education Excellence and Innovation Management: A 2025 Vision to Sustain Economic Development During Global Challenges: Proceedings of the 35th IBIMA; 2020; Seville. Seville: IBIMA; 2020. p. 7846-7853.

9. Doroshenko YuA, Malykhina IO, Somina IV. Methodology of the formation of a comprehensive support mechanism of innovation and investment development in the region. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020;128:916-923. https://doi.org/10.1007/978-3-030-46817-0_103

10. Barragan-Ferrer J-M, Negny S, Damasius J, Barragan-Ferrer D, Cizeikiene D. TRIZ evolution trends as an approach for predicting the future development of the technological systems in the food industry. In: Cortés-Robles G, García-Alcaraz JL, Alor-Hernández G, editors. Managing innovation in highly restrictive environments. Cham: Springer; 2019. pp. 247-277. https://doi.org/10.1007/978-3-319-93716-8_12

11. Chomanov UC, Tultabaeva TC, Kenenbay GS, Tultabaev MC, Shoman EA. Development of industrial and agricultural enterprises on the basis of innovation management. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019;10(8):2297-2304.

12. Mayurnikova LA, Koksharov AA, Krapiva TV, Novoselov SV. Food fortification as a preventive factor of micronutrient deficiency. Food Processing: Techniques and Technology. 2020;50(1):124-139. (In Russ.). https://doi.org/10.21603/2074-9414-2020-1-124-139

13. Simonenko SV, Zolotin AYu, Simonenko ES, Kopytko MS. Research of baby food drinks with vegetable components. Food Industry. 2020;(10):8-11. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/0235-2486-2020-10114

14. Novoselov SV, Mayurnikova LA. Theoretical innovation: research and innovative activity and innovation management. St. Petersburg: GIORD; 2017. 416 p. (In Russ.).

15. Obraztsova OI, Chepurenko AYu. Entrepreneurial activity in Russia and its cross-regional differences. Journal of the New Economic Association. 2020;46(2):198-210. (In Russ.). https://doi.org/10.31737/2221-2264-2020-46-2-12

16. Mayurnikova LA, Koksharov AA, Krapiva TV. Food safety practices in catering during the coronavirus COVID-19 pandemic. Foods and Raw Materials. 2020;8(2):197-203. https://doi.org/10.21603/2308-4057-2020-2-197-203

17. Krapiva T, Mayurnikova L, Koksharov A, Novoselov S, Gubanenko G. Technology of integrated processing of fruit raw material in the small enterprise setting. E3S Web of Conferences. 2020;161. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202016101045

18. Bogacheva OV, Smorodinov OV. Major aspects of organization of public R&D funding in OECD countries. Financial Journal. 2019;48(2):37-50. (In Russ.). https://doi.org/10.31107/2075-1990-2019-2-37-50

19. Kliucharev GA, Chursina AV. Hightech industries for an innovative economy: expert opinions. RUDN Journal of Sociology. 2021;21(1):68-83. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-1-68-83

20. Bondarenko NE, Maksimova TP, Skryl TV, Gubarev RV. Innovative development in the regions of the Russian Federation: Features and basic digital tools. In: Shakirova OG, Bashkov OV, Khusainov AA, editors. Current problems and ways of industry development: equipment and technologies. Cham: Springer; 2021. pp. 653-660. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69421-0_69


Login or Create
* Forgot password?