IMPROVING THE ORGANIZATION OF SCHOOL FEEDING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The analysis of health and nutrition of senior schoolchildren is carried out based on questionnaires – polling methods, the results of medical examination of pupils, and the data of official statistics. The correlation between dietary patterns and abnormalities in adolescent health is established. It is revealed that the quality and range of school rations are not satisfactory for 14 and 80 % of the students and their parents respectively. In addition, a significant number of parents have a low awareness of the specialized products and the principles of schoolchildren nutrition. The actual nu¬trition pattern does not meet the standards of food consumption for adolescents.

Keywords:
School meals, adolescents, specialized food.
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Введение

Распоряжением Правительства Российской Феде­рации от 25.10.2010 № 1873-р утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.». Одной из основных задач в области здоро­вого питания является развитие производства пище­вых продуктов, обогащенных минорными биологи­чески активными веществами (БАВ), макро- и мик­ронутриентами, в основном витаминами и минераль­ными веществами. В свете сказанного речь идет прежде всего о специализированных продуктах дет­ского питания, продуктах функционального назначе­ния, диетических продуктах, предназначенных для профилактики заболеваний, обусловленных непол­ноценным и несбалансированным питанием, а также о биологически активных добавках к пище (БАД), используемых в питании людей, в том числе в орга­низованных коллективах [1].

Это обусловлено тем, что структура фактического рациона питания россиян, сложившаяся в настоящее время, не соответствует физиологическим потребно­стям организма [2]. Дефицит белка в рационе пита­ния населения составляет 20 %, дефицит витаминов 20–30 %, недостаток йода испытывает 70 % населе­ния, а недостаток селена – 40–45 %.

Относительно вопросов организации школьного питания Минздрав России отмечает несбалансиро­ванность рационов пи­тания учащихся, для которых характерны недостаток белков с высокой биологиче­ской ценностью (животного белка) и полиненасы­щенных жирных кислот, дефи­цит витаминов и мине­ральных веществ, преобла­дание в рационе угле­водно-жирового компонента и животных жиров, из­быток простых углеводов (сахаров), недостаточное количество пищевых волокон. Особо следует отме­тить дефицит витамина С, недостаточную обеспе­ченность витаминами В1, В2, В3, А, Е, фолиевой ки­слотой и каротином.

По мнению академика РАСХН A.Б. Лисицина, отсутствие специализированных продуктов здоро­вого питания для детей приводит к искажению вкуса ребенка, так как он вынужден употреблять продук­цию, предназначенную для взрослых. Эта продукция не адаптирована к специфике детского организма, содержит искусственные ароматизаторы, красители, консерванты, фосфаты, другие опасные добавки, маркированные индексом Е. В ней повышено содер­жание соли, специй, жира, что оказывает отрица­тельное влияние на здоровье и формирование вкуса ребенка [3].

Наиболее остра проблема неадекватного питания и алиментарно-зависимых заболеваний у детей школьного возраста [4]. Это обусловлено специфи­ческими физиологическими потребностями расту­щего организма и высокими умственными и психо­физическими нагрузками, которые испытывает со­временный школьник. В этой связи сбалансирован­ное питание детей – основа их здоровья, обусловли­вающая оптимальное функционирование всех систем организма в будущем [5].

В настоящее время проблемы школьного питания являются предметом изучения специалистов Инсти­тута питания РАМН и ведущих диетологов различ­ных регионов России.

Вопросам школьного питания, технологическим принципам производства продуктов питания для де­тей различных возрастных групп посвящены работы Г.И. Касьянова, Л.Г. Климацкой, И.Я. Конь, Г.С. Ко­робкиной, П.Ф. Крашенинина, К.С. Ладодо, Н.Н. Липатова, В.М. Позняковского, Г.Ю. Сажинова,          В.Б. Спиричева, Н.В. Тимошенко, А.В. Устиновой, Е.М. Фатеевой, А.Г. Храмцова, A. Armuzzi,               D. Hofmann и других ученых.

Основными направлениями развития школьного питания являются:

формирование рационов питания с использова­нием специализированных продуктов с оптимизиро­ванной пищевой ценностью;

индустриализация школьного питания;

использование новых форм обслуживания в столовых образовательных учреждений.

При построении рациона питания для детей необ­ходимо учитывать некоторые рекомендации рацио­нального питания. Так, соотношение количества ос­новных пищевых веществ белков, жиров и углево­дов должно составлять по массе 1:1:4. Удельный вес животного белка должен быть не менее 60 % от общего количества белка, жиров растительного про­исхождения не менее 30 % от общего количества жиров. Рацион должен содержать достаточное коли­чество пищевых волокон не менее 15–20 г/сут. Оп­тимальное соотношение солей кальция и фосфора не ниже 1,2:1.

Для нормального развития организма детей большое значение имеет правильный режим пита­ния. Понятие «режим питания» включает регуляр­ность питания, т.е. прием пищи в одно и то же время суток, его кратность (количество приемов пищи в течение суток), распределение суточного рациона по энергетической ценности, химическому составу, продуктовому набору и объему пищи в отдельные приемы, интервалы между приемами пищи, время, затрачиваемое на прием пищи. Организационный порядок питания поддерживает и регулирует рит­мичность деятельности органов пищеварения, обес­печивает поступление пищи в организм в наиболее благоприятные для него периоды.

Для школьников-подростков негативным факто­ром, влияющим на полноценность питания, является также изменение времени приемов пищи в связи с переходом обучения из первой во вторую смену и наоборот [6].

Подростковый возраст относится к критическому периоду в жизни, что обусловлено изменением гор­монального статуса. Согласно классификации ВОЗ это период жизни от десяти до восемнадцати лет, ко­гда завершается созревание организма. В этом воз­расте происходит интенсивный рост всего орга­низма, сопоставимый с темпами развития человека на первом году жизни. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), сердечно-сосудистая, дыхательная, иммунная, нерв­ная, завершается развитие пищеварительной сис­темы, увеличивается мышечная масса, происходит радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием. На фоне физиче­ского взросления повышается воздействие на психо­эмоциональную сферу. Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное со­циальной адаптацией организма. В этот период по­требности школьников в пищевых ингредиентах и соблюдении пищевого режима максимальны. Вместе с тем именно у детей среднего и старшего школьного возраста ведущую роль в развитии функциональных и органических заболеваний пищеварительного тракта играют нарушения режима и характера пита­ния: нерегулярность приема пищи, сухоядение, спешка во время еды, злоупотребление острой, грубой пищей, недостаточное ее разжевывание [7]. От­меченные факторы на фоне недостаточного уровня качества продуктов, составляющих ассортимент школьных столовых, во многом обусловливают вы­сокий уровень заболеваемости школьников в России.

В современных условиях все еще остается акту­альной задача расширения ассортимента специали­зированной кулинарной продукции с гарантированно высокими показателями качества и безопасности, созданной на основе недорогого и доступного сырья, с учетом физиологических потребностей школьни­ков в пищевых веществах и энергии. Актуальной яв­ляется и реорганизация системы школьного питания на основе современных технологий, что предпола­гает использование оборудования для приготовления блюд в щадящих технологических режимах.

Вместе с этим научно-практический интерес представляет направление исследований по адапта­ции рецептур и технологий кулинарной продукции к поточно-механизированному производству, преду­смотренному модернизацией системы школьного питания.

Разработка новых рецептур и промышленно-ори­ентированных технологий специализированной ку­линарной продукции для питания детей школьного возраста требует поиска новых подходов и сырьевых источников, гарантирующих расширение ее ассор­тимента и повышение потребительских характеристик.   

С учетом этого актуален анализ качества питания детей школьного возраста, поскольку его результаты являются основой планирования производства и реа­лизации специализированных пищевых продуктов.

Цель работы – проанализировать состояние пита­ния детей школьного возраста на примере г. Благо­вещенска.

Для выполнения цели были поставлены следую­щие задачи.

1. Проанализировать общую заболеваемость школьников по основным классам заболеваний.

2. Провести мониторинг качества питания детей школьного возраста в условиях школьных столовых.

3. Оценить фактическое потребление пищевых продуктов питания школьниками в сравнении с ра­циональными нормами потребления.

 

Объекты и методы исследований

Мониторинг качества питания детей в условиях школьных столовых и оценку фактического потреб­ления пищевых продуктов проводили среди уча­щихся старшего школьного возраста (9–11 классы) образовательных учреждений г. Благовещенска и их родителей в период с сентября 2011 по май 2012 г. Использовали социологические исследования с при­менением анкетно-опросных методов. В анкетирова­нии приняли участие 272 подростка с родителями из шести школ города.

Для опроса была разработана специальная анкета, которая включала информацию о возрасте и поле ре­бенка, состоянии его здоровья. Кроме того, анкета содержала вопросы об ассортименте и качестве про­дукции, реализуемой в школьной столовой, потреби­тельских предпочтениях школьника и о фактическом потреблении продуктов питания. Также в анкету входили вопросы для родителей: знают ли они об особенностях питания школьников, о специализиро­ванной продукции для них и считают ли они необхо­димым расширять ассортимент продукции, реализуемой в школьной столовой. При анализе общей заболеваемости школьников по основным классам за­болеваний были учтены данные диспансеризации и результаты официальной статистики за период с 2008 по 2010 год включительно.

Обработка результатов социологических иссле­дований проводилась с использованием программы SPSS Base 10.0 – статистический пакет для обра­ботки социологической информации.

 

Результаты и их обсуждение

Анализ общей заболеваемости детей и подрост­ков, проживающих в г. Благовещенске, показал, что общая заболеваемость школьников в 2010 г. возросла на 6,5 % по сравнению с 2008 г. [8]. В структуре заболеваемости первые места занимают болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения и бо­лезни костно-мышечной системы. Структура заболе­ваний обусловлена интенсивностью учебного про­цесса в общеобразовательных школах, значитель­ными психоэмоциональными нагрузками, сниже­нием двигательной активности, а также характером питания, приводящим к нарушениям развития рас­тущего организма.

По данным анкетного опроса 56 % родителей от­несли своих детей к категории «практически здоро­вых», 37 % родителей указали, что у их детей име­ются отклонения в здоровье, а 7 % школьников имеют хронические заболевания. При ответе на вопрос «Имеет ли Ваш ребенок заболевания, связанные с нарушением обмена веществ и неправильным пи­танием?» «да» ответили 33 % респондентов.

На рис. 1 и 2 отражены результаты опроса рес­пондентов по выявлению оценки качества выпускае­мой школьной продукции и предпочтений школьни­ков в отношении кулинарной продукции, потребляе­мой ими в условиях школьной столовой.

 

 

Рис. 1. Результаты опроса респондентов о качестве реализуемой школьной продукции, %

 

Из рис. 1 следует, что 86 % опрошенных удовле­творены качеством блюд и кулинарных изделий школьной столовой и только 14 % оценивают каче­ство предлагаемых блюд неудовлетворительно. Ас­сортиментом реализуемой школьной продукции    (см. рис. 2) не удовлетворены 80 % респондентов.

 

 

Рис. 2. Результаты опроса респондентов об ассорти­менте реализуемой школьной продукции, %

 

Таким образом, из результатов опроса видно, что 94 % родителей и школьников считают необходи­мым расширять ассортимент и улучшать качество продукции, реализуемой в школьных столовых.

Далее респондентам предлагалось ответить на вопросы о специализированной продукции для школьников и об особенностях питания детей школьного возраста. Выявлено, что 40 % родителей не знакомы с информацией о специализированных продуктах питания и их назначении, а 29 % опро­шенных ничего не знают о принципах рациональ­ного питания школьников. Полученные данные по­зволяют сделать вывод о низкой осведомленности населения в области создания специализированных продуктов питания для детей школьного возраста.

На вопрос о необходимости включения в меню школьной столовой специализированных продуктов, разработанных с учетом потребностей школьников, 78 % респондентов ответили согласием.

В связи с этим очень важна организация опти­мального питания школьников с учетом особенно­стей их развития. Необходимо более активное уча­стие родителей, школьных врачей и педагогов в формировании здорового образа жизни, разъяснении принципов рационального питания.

Вторая составляющая мониторинга включала ме­тодологию оценки фактического питания школьни­ков с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.08.2010 № 593Н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечаю­щим современным требованиям здорового питания».

Настоящие рекомендации по рациональным нор­мам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, необ­ходимым для активного и здорового образа жизни, разработаны в целях укрепления здоровья детского и взрослого населения, профилактики неинфекцион­ных заболеваний, состояний, обусловленных недос­татком микронутриентов, и улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Рацио­нальные нормы соответствуют «Нормам физиологи­ческих потребностей в энергии и пищевых вещест­вах для различных групп населения Российской Фе­дерации» (МР 2.3.1.2432-08) и представляют собой усредненную величину (расчеты произведены на душу населения) необходимого поступления пище­вых и биологически активных веществ, обеспечи­вающих оптимальную реализацию физиолого-био­химических процессов в организме человека.

В целях отслеживания связи общей заболеваемо­сти со сложившейся структурой питания детей школьного возраста был проведен анализ фактиче­ского потребления продуктов питания школьниками старшей возрастной группы (15–17 лет) с примене­нием анкетно-опросного метода.

Нами были предложены следующие градации:      1 – превышение физиологической нормы потребления (ФНП) продуктов; 2 – потребление в пределах ФНП; 3 – потребление ниже ФНП; 4 – исключение данных продуктов из рациона питания.

По результатам опроса был рассчитан уровень удовлетворения физиологических потребностей в основных продуктах питания (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Уровень удовлетворения физиологических потребностей

в основных продуктах питания

 

Группа

продуктов

Уровень удовлетворения физиологиче­ских потребностей школьников стар­шей возрастной группы в основных продуктах питания, %

превы­шение ФНП

в пре­делах нормы

ниже

ФНП

не упот­реб­ляют

Хлебобулоч­ные, мучные и макарон­ные изделия

30,8

40,3

19,4

9,5

Картофель

8,5

71,9

19,6

Овощи

и бахчевые

12,0

58,4

29,6

Фрукты

и ягоды

9,5

52,8

37,7

Мясо и мя­сопродукты

6,6

73,5

18,1

1,8

Молоко и молочные продукты

12,1

63,6

18,7

5,6

Яйца

4,6

85,7

9,3

0,4

Рыба и ры­бопродукты

5,8

51,1

42,3

0,8

Масло расти­тельное

83,7

16,3

Сахар и кон­дитерские изделия

23,8

68,4

7,4

0,4

 

Анализ данных табл. 1 показал, что у школьников старшей возрастной группы выявлено несоответст­вие нормам потребления по рыбе и рыбопродуктам, фруктам и ягодам, овощам. При этом несоответствие выражено в виде недостаточности потребления ука­занных видов продуктов.

Исходя из выявленной фактической недостаточ­ности рационов питания можно сделать вывод, что для школьников старших классов характерен дефи­цит витаминов А, В1, В2, РР, С, а также минераль­ных элементов: йода, фосфора, магния и калия.

Следует отметить, что недостаток в питании мик­ронутриентов, таких как витамины и минеральные элементы, приводит к снижению сопротивляемости организма, к развитию различных заболеваний, к за­держке физического и умственного развития ребенка.

Для старшеклассников характерно превышение нормы потребления таких групп продуктов, как муч­ные, кондитерские и хлебобулочные изделия. По всей видимости, это связано с тем, что подростки выбирают рацион питания в школьной столовой самостоятельно и не следуют принципам здорового питания. Вынужденное или потенцированное «голо­дание» в подростковом (юношеском) возрасте, еда всухомятку, в том числе такое распространенное яв­ление среди старших школьников, как употребление продуктов быстрого питания (фаст-фуд), сухариков или чипсов, не создают условия для оптимального функционирования пищеварительного тракта. Несо­мненно важно и нарушенное качество принимаемой пищи – снижение в рационе содержания раститель­ной клетчатки, естественных пре- и пробиотиков.

В нарушении питания старшеклассников, вероятно, имеют значение и другие факторы, например, привычки питания в семье, уровень жизни, доступность цен на предприятиях общественного питания и др.

Анализ полученных данных, а также результаты исследования видового ассортимента потребляемых школьниками продуктов позволяют сделать вывод, что в настоящее время сформировался отход от тра­диционных принципов питания российских школь­ников.

Современные дети и подростки окружены огром­ным количеством пищевой продукции, которая от­личается несбалансированностью по химическому составу: сниженным содержанием животных белков, более высоким содержанием жира, рафинированных углеводов. Традиционные для России фрукты и овощи заменяются продуктами, количество витами­нов в которых снижено вследствие длительного хра­нения и условий транспортировки.

При оптимизации пищевого статуса детей школь­ного возраста следует учитывать и изменения в их образе жизни. Снижение объема двигательной ак­тивности современных детей и подростков обуслов­ливает снижение потребности в общей калорийности рациона.

Несмотря на имеющийся ассортимент пищевой продукции для школьного питания, существенно не хватает специализированных пищевых продуктов, позволяющих решить проблему полноценного по­ступления в организм всех необходимых питатель­ных веществ, витаминов, минеральных веществ. Особый недостаток отмечается в продуктах, обла­дающих иммуномодулирующими, антиоксидант­ными, антитоксическими, радиопротекторными и адаптогенными свойствами.

Существующие на пищевом рынке специализи­рованные продукты либо имеют высокую стоимость и потому недоступны в школьном питании, либо ха­рактеризуются низкой привлекательностью для детей.

При этом важно уделять внимание формирова­нию у детей и взрослых сознательного подхода к вы­бору продуктов питания не только в семье, но и в образовательных учреждениях, поскольку рацио­нальное питание является основой нормального фи­зического и нервно-психического развития школьни­ков и способствует эффективному обучению.

Проведенные исследования показали, что для со­вершенствования организации школьного питания необходимо:

– повысить осведомленность населения в области создания специализированных продуктов питания для детей школьного возраста;

– активизировать участие родителей, школьных врачей и педагогов в формировании здорового об­раза жизни, разъяснении принципов рационального питания;

– разработать сбалансированные рационы, позво­ляющие ликвидировать имеющийся дисбаланс в пи­щевом статусе за счет создания специализированных продуктов, которые были бы востребованы школь­никами;

– для питания школьников с различными хрони­ческими заболеваниями разработать научно обосно­ванные рецептуры продуктов, которые в настоящее время отсутствуют в ассортименте продукции школьных столовых;

– пересмотреть физиологические возрастные нормы питания школьников с учетом изменившегося образа жизни, повышения уровня психоэмоциональ­ной нагрузки, снижения двигательной активности и физической нагрузки;

– использовать современное оборудование для приготовления блюд в щадящих технологических режимах;

– актуализировать нормативно-техническую до­кументацию по разработке продуктов питания для школьников разных возрастных групп.

 

 

 

References

1. Mazo, V.K. Obogaschennye i funkcional'nye pischevye produkty: shodstvo i razlichiya / V.K. Mazo, V.M. Koden-cova, O.A. Vrzhesinskaya i dr. // Voprosy pitaniya. - 2012. - № 1. - S. 63-67.

2. Poznyakovskiy, V.M. Gigienicheskie osnovy pitaniya, kachestvo i bezopasnost' pischevyh produktov. - 5-e izd., ispr. i dop. / V.M. Poznyakovskiy. - Novosibirsk: Sib. univ. izd-vo, 2007. - 455 s.

3. Gordynec, S.A. Razvitie industrii detskogo, shkol'nogo i zdorovogo pitaniya / S.A. Gordynec // Pischevaya pro-myshlennost': nauka i tehnologii. - 2008. - № 1. - S. 16-20.

4. Masanskiy, S. Sistema upravleniya shkol'nym pitaniem / S. Masanskiy // Pitanie i obschestvo. - 2005. - № 1. - S. 6-7.

5. Shamkova, N.T. Nauchnye principy sozdaniya tehnologiy i formirovaniya kachestva specializirovannoy kulinar¬noy produkcii dlya detey shkol'nogo vozrasta: avtoref. dis. ... d-ra tehn. nauk / Shamkova Natal'ya Timofeevna. - Krasnodar, 2011. - 50 s.

6. Klinduhov, V.P. Optimizaciya shkol'nogo pitaniya: problemy i resheniya / V.P. Klinduhov, E.A. Butina // Izves¬tiya vuzov. Pischevaya tehnologiya. - 2008. - № 2-3. - S. 15-20.

7. Reshetnikov, O.V. Rezhim pitaniya kak faktor riska dispepticheskoy simptomatiki u podrostkov: 2-letnee prospek-tivnoe issledovanie / O.V. Reshetnikov, S.A. Kurilovich, M.Yu. Denisov // Voprosy pitaniya. - 2010. - № 2. - S. 39-42.

8. Amurskaya oblast' v cifrah: kratkiy statisticheskiy sbornik. - Blagoveschensk, 2011. - 370 s.


Login or Create
* Forgot password?