ASSESSMENT OF FOOD SECURITY IN A COUNTRY
Rubrics: ECONOMICS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The elaboration of scorecard system for assessment of food security, comparable to international assessment system, is necessary for the complex solution of the food security problems. In the article the comparative analysis of the approaches to the assessment of food security, applied by experts from the Food and Agricultural Organization of the United Nations and State governmental authorities of the Russian Federation, is conducted. The generalities and the characteristics of the presented approaches consisting in different interpretations of the category «food security», various structures of factors, and lack of the uniform system of criteria for the assessment of food security are revealed. The assessment of food security in Russia based on the criteria offered by the Food and Agricultural Organization of the United Nations and the factors stated in the Food Security Doctrine of the Russian Federation is given. The comparative assessment of the level and dynamics of food security factors in the USA, the Russian Federation and the least developed regions of the world for 1990-2013 is given. The proposals for improvement of the system of the food security assessment at the international level connected with the development of the system for the threshold values of food security with its division into the levels: standard, pre-crisis, crisis, critical, and connected with the introduction of additional factors for food security assessment at the national level for the purpose of ensuring comparability with international researches are made. First of all, it means the introduction of a factor group for assessment of the access to food and a factor group characterizing consequences of inadequate food consumption, first of all by children under the age of five.

Keywords:
Food security, food security factors, criteria of food security, threshold values of security factors
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Проблема продовольственной безопасности является одной из глобальных проблем современности. В 2011-2013 годах 842 миллиона людей, или более чем каждый восьмой житель планеты, страдали от хронического голода, постоянно испытывая нехватку пищи, требующейся для ведения активного образа жизни. Подавляющее большинство голодающих (более 827 миллионов человек) проживают в развивающихся регионах, где недоедает более 14 % населения [1]. Однако существованием голода и недоедания значительного количества людей проблема продовольственной безопасности не исчерпывается. Актуальными являются вопросы качества продовольствия, рациональной структуры потребляемой пищи, ее физической и экономической доступности в период экономической нестабильности. В условиях роста цен и сокращения доходов во время экономического кризиса потребители часто переориентируются на более дешевые и менее питательные пищевые продукты, что приводит к негативным последствиям для здоровья и работоспособности людей. Формирование продовольственной безопасности страны является одним из ключевых направлений деятельности органов государственной власти. В последнее десятилетие российским правительством принят комплекс нормативных правовых актов, нацеленных на улучшение обеспечения граждан качественным и доступным продовольствием. В частности, достижение продовольственной безопасности является целевым ориентиром, установленным в Концепции долгосрочного социально-экономическ-ого развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе, обозначенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Учитывая важность обеспечения населения продовольствием, в 2010 году утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, в которой раскрываются основные положения проблематики продовольственной безопасности страны, показатели продовольственной безопасности и критерии их оценки, риски и угрозы ее обеспечения, основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Вопросы формирования продовольственной безопасности рассматриваются не только на национальном, но и международном уровне. Наиболее авторитетной организацией, решающей задачу обеспечения продовольственной безопасности для всех жителей планеты путем гарантирования регулярного доступа населения к высококачественной пище, необходимой для активной и здоровой жизни, является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and Agriculture Organization United Nations - FAO). Именно эта организация создала систему показателей продовольственной безопасности и с 1990 года осуществляет мониторинг этих показателей. Целью работы является проведение сравнительного анализа подходов к оценке уровня продовольственной безопасности, применяемых Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН и российскими органами власти, а также выработка предложений по совершенствованию оценки продовольственной безопасности в России. Объект и методы исследования Объектом исследования являются теоретические подходы, применяемые к оценке уровня продовольственной безопасности FAO и российскими органами власти в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности. Исследование осуществлено на основе системного подхода и метода сравнительного анализа Результаты и обсуждение Для определения уровня продовольственной безопасности важное значение имеет выбор системы показателей ее оценки и определение критериальных, пороговых значений показателей, которые отражают критические, «болевые точки» в обеспечении продовольственной безопасности. Пороговые значения - это предельные величины, выход за рамки которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций, подрывающих безопасность. Выделяют пороги-максимумы и пороги-минимумы. Пороги-максимумы - величины, превышение которых чревато потерей продовольственной безопасности. Пороги-минимумы - величины, ниже которых не должны опускаться показатели продовольственной безопасности. Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Следует отметить, что при углубленном анализе безопасности устанавливается диапазон минимальных и максимальных пороговых значений для идентификации степени безопасности и отнесения ее к нормальному, предкризисному, кризисному или критическому уровню. Система оценки показателей продовольственной безопасности формируется как на межгосударственном, так и на государственном уровне. На основе оценки динамики показателей и сравнения их с пороговыми значениями принимаются решения по нейтрализации угроз и повышению уровня безопасности. В нашей стране указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 была утверждена Доктрина продовольственной безопасности [2]. В Доктрине под продовольственной безопасностью понимается состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям российского законодательства о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни граждан. В обеспечении продовольственной безопасности важную роль играет оценка экономической и физической доступности продовольствия. Под экономической доступностью продовольствия понимается обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения возможность приобретения гражданами пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления. Экономическая доступность определяется реальным располагаемым доходом, уровнем цен на продовольственные товары, наличием мер социальной поддержки уязвимых слоев населения. Физическая доступность продовольствия определяется уровнем развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов. Согласно подходу FAO, продовольственная безопасность существует тогда, когда все люди в любое время имеют физический, социальный и экономический доступ в достаточном объеме к безопасной и питательной пище, соответствующей их рациону питания и кулинарным предпочтениям, для ведения активного и здорового образа жизни. Подход FAO представляется более полным за счет включения в определение продовольственной безопасности социальных аспектов и учета сложившегося рациона питания и кулинарных предпочтений граждан. Для определения уровня продовольственной безопасности используется система показателей продовольственной безопасности. Специалистами FAO выделяются четыре укрупненных блока для измерения продовольственной безопасности [1]: - наличие продовольствия; - экономическая и физическая доступность продовольствия; - использование продовольствия; - стабильность доступа к продовольствию на протяжении длительного периода времени. Каждый блок характеризуется конкретными показателями. На рис. 1 представлена сравнительная характеристика показателей продовольственной безопасности, применяемых в России (представлены в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, 2010) и FAO (представлены в докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций «Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире», 2013). В системе показателей, предлагаемой FAO, показатели продовольственной безопасности (30 показателей) распределяются по следующим группам (дается в авторской интерпретации): наличие продовольствия, физическая доступность, экономическая доступность, использование продовольствия, уязвимость населения, потрясения со стороны внешней среды, нарушающие продовольственную безопасность, доступ к продовольственным ресурсам и последствия использования (вернее, последствия недоиспользования, дефицита) продуктов питания среди отдельных категорий населения. В Российской Федерации показатели продовольственной безопасности (14 показателей) распределяются в зависимости от их отнесения к сфере потребления, сфере производства и национальной конкурентоспособности, сфере организации управления. Критерии группировки показателей Система показателей продовольственной безопасности FАО Система показателей продовольственной безопасности РФ Критерии группировки показателей Наличие продовольствия · Адекватность средней энергетической ценности пищевого рациона · Средней объем производства продовольствия в стоимостном выражении · Доля злаков, корнеплодов и клубнеплодов в энергетической ценности пищевого рациона · Средний объем получаемых белков · Средний объем получаемых белков животного происхождения · Располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения · Обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек · Потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения · Объемы адресной помощи населению · Суточная калорийность питания человека · количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки · Индекс потребительских цен на пищевые продукты Сфера потребления Физическая доступность · Процентная доля дорог с твердым покрытием по отношению ко всем дорогам · Густота дорожной сети · Густота железнодорожной сети Экономическая доступность · Индекс внутренних продовольственных цен Использование доступа к объектам инфраструктуры · Доступ к улучшенным источникам водоснабжения · Доступ к улучшенным санитарно-техническим сооружениям · Объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия · Импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия · Бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции · Продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов · Объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания Сфера производства и национальной конкуренто-способности Уязвимость продовольственной безопасности страны · Степень зависимости от импорта зерновых · Процентная доля пахотных земель, оснащенных оборудованием для ирригации · Доля импорта продовольствия в общем импорте товаров Потрясения со стороны внешней среды · Политическая стабильность и отсутствие проявлений насилия/терроризма · Волатильность внутренних цен на продовольствие · Вариабельность производства продовольствия на душу населения · Вариабельность поставок продовольствия на душу населения Доступ к продовольствию · Масштабы распространения недоедания · Доля расходов на продовольствие в бюджете бедных семей · Масштабы дефицита продовольствия · Масштабы распространения нехватки продовольствия Последствия использования (дефицита) продуктов питания · Процентная доля детей в возрасте до пяти лет, страдающих от истощения · Процентная доля детей в возрасте до пяти лет, отстающих в росте · Процентная доля детей в возрасте до пяти лет, имеющих пониженную массу тела · Процентная доля взрослого населения, имеющего пониженную массу тела · Масштабы распространения анемии среди беременных женщин · Масштабы распространения анемии среди детей в возрасте до пяти лет · Масштабы распространения дефицита витамина A (в разработке) · Масштабы распространения дефицита йода (в разработке) · Объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации · Запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия Сфера организации управления Рис. 1. Системы показателей продовольственной безопасности FAO и РФ Таблица 1 Показатели продовольственной безопасности Российской Федерации, США и наименее развитых регионов мира в 2010-2013 годах Система показателей продовольственной безопасности ФАО РФ США Наименее развитые регионы мира Значение Динамика Значение Динамика Значение Динамика Наличие продовольствия 1. Адекватность средней энергетической ценности пищевого рациона, % 128 146 105 2. Средний объем производства продовольствия в стоимостном выражении, долларов на душу населения 287 661 154 3. Доля злаков, корнеплодов и клубнеплодов в энергетической ценности пищевого рациона, % 43 25 = 68 = 4. Средний объем получаемых белков, граммов в день 100 114 = 56 5. Средний объем получаемых белков животного происхождения, граммов в день 53 73 12 Физическая доступность 1. Процентная доля дорог с твердым покрытием по отношению ко всем дорогам,% 67,4* = 100 = н/д н/д 2. Густота дорожной сети, на 100 кв. км площади 5,75 66,57 5,62 3. Густота железнодорожной сети, на 100 кв. км площади 0,5 = 2,32 Экономическая доступность 1. Индекс внутренних продовольственных цен, индекс 1,6 1 = 1,79 Использование доступа к объектам инфраструктуры 1. Доступ к улучшенным источникам водоснабжения, процент населения, имеющего доступ 97 99 = 65 2. Доступ к улучшенным санитарно-техническим сооружениям, процент населения, имеющего доступ 70 100 = 36 Уязвимость продовольственной безопасности страны 1. Степень зависимости от импорта зерновых 1,7 2,9 14,8 2. Процентная доля пахотных земель, оснащенных оборудованием для ирригации, % 3,6 16,6 11 3. Доля импорта продовольствия в общем импорте товаров, % 6 4 = 16 Потрясения со стороны внешней среды 1. Политическая стабильность и отсутствие проявлений насилия/терроризма, индекс -0,88 0,54 н/д н/д 2. Волатильность внутренних цен на продовольствие, индекс 24,7 22,9 17,8 ˄˄˄ 3. Вариабельность производства продовольствия на душу населения, в долл. США 2004-2006 на душу населения 20,1 14,9 1,5 4. Вариабельность поставок продовольствия на душу населения, ккал в день 79 36 ˄˄˄ 8 Доступ к продовольствию 1. Масштабы распространения недоедания,% н/д н/д н/д н/д 29 2. Масштабы дефицита продовольствия, ккал в день н/д н/д н/д н/д 215 3. Масштабы распространения нехватки продовольствия, % н/д н/д н/д н/д 36,6 Условные обозначения: - рост показателя; - снижение показателя; = - незначительные изменения показателя; ˄˄˄ - разнонаправленные, нестабильные изменения показателя. Примечание. * Данные за 2008-2010 гг. В российской системе показателей продовольственной безопасности 5 показателей аналогичны показателям FAO: объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; суточная калорийность питания человека; количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки; индекс потребительских цен на пищевые продукты; импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия. В системе показателей FАО, в отличие от российской, уделяется внимание вопросам транспортного обеспечения, оценке влияния внешних шоков на продовольственную безопасность и отрицательного влияния нарушения продовольственной безопасности на человека. В российской системе дополнительно оцениваются объемы резервов продовольствия, размеры государственной поддержки населения и производителей, обеспеченность населения торговыми площадями и площадями для организации питания. Минсельхозом России проводится ежегодный мониторинг состояния продовольственной безопасности страны в сферах производства, переработки, экспорта-импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, состояния запасов и резервов, товарного обращения и потребления продуктов питания населением, по результатам которого представляется доклад Президенту Российской Федерации. На основе подхода FАО и анализа индикаторов продовольственной безопасности (Food security indicators) [3] нами составлена аналитическая таблица, в которой представлены количественные значения показателей продовольственной безопасности Российской Федерации, США и наименее развитых регионов мира с указанием направления движения показателей с 1990 года (см. табл. 1). По причине отсутствия информации в раздел таблицы «Доступ к продовольствию» не включен показатель «Доля расходов на продовольствие в бюджете бедных семей», а также не рассматривались показатели раздела «Последствия использования (дефицита) продуктов питания», который находится в стадии разработки. По итогам анализа показателей продовольственной безопасности можно сделать вывод, что в период с 1990 по 2013 год в США уровень продовольственной безопасности оставался стабильным и достаточно высоким. В этот же период наблюдалось улучшение большинства показателей продовольственной безопасности стран из наименее развитых регионов мира, при этом ее уровень на фоне развитых стран оставался низким. В Российской Федерации уровень продовольственной безопасности в анализируемом периоде также возрастал, при этом отрицательная динамика наблюдалась по таким показателям, как индекс внутренних продовольственных цен, доступ к улучшенным санитарно-техническим сооружениям, процентная доля пахотных земель, оснащенных оборудованием для ирригации. Положительные сдвиги произошли в сфере обеспечения населения страны продукцией отечественного производства, о чем свидетельствуют и данные Минсельхоза России. В докладе заместителя директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Н.С. Дурыгиной «О состоянии продовольственной безопасности в Российской Федерации» [4] отмечается, что в последние годы продолжилось постепенное снижение зависимости внутреннего рынка Российской Федерации от импорта основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия и возрастание объемов экспортных поставок. Импорт товаров агропромышленного комплекса в 2012 году уменьшился на 5,5 % до 40,2 млрд. долл. США, экспорт возрос на 24,5 % до 16,6 млрд долл. США. По оценке Минсельхоза России, в 2012 году показатели продовольственной безопасности Российской Федерации составили: по зерну - 98,9 % (на 3,9 % выше порогового значения); по сахару - 95,5 % (на 15,5 % выше порогового значения); по маслу растительному - 84,2 % (на 4,2 % выше порогового значения); по картофелю - 97,2% (на 2,2 % выше порогового значения). Показатели продовольственной безопасности остаются ниже пороговых значений: по мясу и мясопродуктам - на 10,4 % (74,6 %); по молоку и молокопродуктам - на 10,4 % (79,6 %); по рыбной продукции - на 1,8 % (78,2 %). Учитывая актуальность проблемы повышения уровня продовольственной безопасности, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года [5] в разделе «Развитие агропромышленного комплекса» заданы ее целевые ориентиры по отдельным видам продовольствия. Планируется, что к 2018 году удельный вес российской сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме их ресурсов составит не менее 99,6 % в отношении зерна, 88 % в отношении сахара, произведенного из сахарной свеклы, 86 % в отношении растительного масла, 98 % в отношении картофеля, 86 % в отношении мяса и мясопродуктов, а также 85 % в отношении молока и молокопродуктов. В целях совершенствования системы оценки продовольственной безопасности, на наш взгляд, необходимо: - на международном уровне разработать систему пороговых значений продовольственной безопасности с разбивкой ее по уровням: нормальный, предкризисный, кризисный, критический; - на государственном уровне в России ввести дополнительные показатели оценки продовольственной безопасности с целью обеспечения сопоставимости с международными исследованиями. Прежде всего необходимо введение группы показателей по оценке доступа к продовольствию (масштабы распространения недоедания; доля расходов на продовольствие в бюджете бедных семей; масштабы дефицита продовольствия; масштабы распространения нехватки продовольствия), а также группы показателей, характеризующих последствия недоиспользования продуктов питания (процентная доля детей в возрасте до пяти лет, страдающих от истощения; процентная доля детей в возрасте до пяти лет, отстающих в росте; процентная доля детей в возрасте до пяти лет, имеющих пониженную массу тела; процентная доля взрослого населения, имеющего пониженную массу тела; масштабы распространения анемии среди беременных женщин; масштабы распространения анемии среди детей в возрасте до пяти лет; масштабы распространения дефицита витамина A; масштабы распространения дефицита йода. Это позволит давать более точную оценку уровня продовольственной безопасности как на международном, так и на российском уровне и принимать соответствующие управленческие решения по решению одной из актуальных проблем современного общества - проблемы продовольственной безопасности.
References

1. Polozhenie del v svyazi s otsutstviem prodovol'stvennoy bezopasnosti v mire 2013. Mnozhestvennye proyavleniya bezopasnosti. Rim, FAO. - URL: http://www.fao.org/docrep/019/i3434r/i3434r.pdf (data obrascheniya: 06.07.2014).

2. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii: utv. Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 30 yanvarya 2010 g. № 120.

3. Food security indicators (Last Updated: December 20th, 2013). - URL: http://www.fao.org/economic/ess/ess-fs/fs-data/en/#.U7wblhbbx-U (data obrascheniya 06.07.2014).

4. Durygina, N.S. O sostoyanii prodovol'stvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federacii. - URL: http://www.evrazes-bc.ru/userfiles/file/Doklad%20Duryginoy%20Minsel'hoz.pdf\ (data obrascheniya 06.07.2014).

5. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii na period do 2018 g.: utv. Predsedatelem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii 31 yanvarya 2013 g.


Login or Create
* Forgot password?