MARKETING INVESTIGATION OF LOCAL DELI MEATS AND MEAT PRODUCTS MARKET
Rubrics: ECONOMICS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Marketing investigation is a powerful tool for creating unique knowledge needed for solving of many major regional problems. Agriculture and food processing industry represent a strategic sector of economy of the Altai territory, aiming at ensuring a sustainable supply of population with adequite quantity of quality foods. Meat industry occupies a special place among the branches of the food industry of the Altai. In trading networks of cities in the region a wide range of meat products is presented. The marketing study conducted in November 2014 in the city of Barnaul of the Altai territory, had the following specific tasks to: identify known meat-processing enterprises of Barnaul and the Altai territory; to determine the factors influencing the awareness of meat-processing enterprises; to determine the level of loyalty and commitment of consumers to a particular manufacturer. However, basing on the obtained in the course of the study data, it is possible to draw conclusions not only on individual specific indicators of the market of meat and meat products in the city of Barnaul, but on very important global economic and social parameters of the region as well the estimates which can be described as the solution of important economic problems. These include: assessment of reproductive processes in the meat industry of agro-industrial complex in Barnaul and the Altai territory; assessment of the prospects of development of the reproductive processes in the region and dynamics of food security in the Altai territory. The method of collecting data was the questionnaire of 750 residents of Barnaul. Our studies allow us to estimate the preferences of consumers of the Altai territory in the field of meat products on the basis of a questionnaire and can be used in marketing activities of the organization as producers of the products and in distribution channels.

Keywords:
Assortment, market, marketing, meat, consumer, reproduction, food security
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Сельское хозяйство и пищевая промышленность в совокупности представляют стратегическую сферу экономики Алтайского края, призванную обеспечивать устойчивое снабжение населения страны необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. Мясная промышленность занимает особое место среди отраслей пищевой промышленности Алтая. Мясные продукты являются частью государственного стратегического запаса, а мясная отрасль вносит значительный вклад в формирование продовольственной и экономической безопасности страны. Производители колбасных изделий вынуждены работать в условиях, связанных с постоянным риском. С одной стороны, рынок колбасных изделий и мясных деликатесов очень зависим от предложений мясного сырья, а с другой стороны, особенности мясного изделия как скоропортящегося продукта накладывают определенный отпечаток на характер его реализации в условиях потребления. Одной из задач исследования, проведенного с применением методов анкетирования, является оценка известных местных мясоперерабатывающих предприятий и торговых марок мясных деликатесов и мяснойпродукции. Вместе с тем на основе полученных в ходе проведенного исследования данных можно сделать заключения не только по отдельным узкопрофессиональным показателям рынка мяса и мясных продуктов г. Барнаула, но и по весьма важным глобальным экономическим и социальным параметрам региона, оценки по которым можно квалифицировать как решение важных народно-хозяйственных задач. К ним относятсяследующие: - оценка состояния воспроизводственных процессов в мясной отрасли агропромышленного комплексаг. Барнаулаи Алтайского края; - оценка продовольственной безопасности по мясным продуктам г. Барнаула и Алтайского края; - оценка перспектив развития воспроизводственных процессов в регионе и динамики показателей продовольственной безопасности в Алтайскомкрае. Объекты и методы исследований Основными субъектами рынка мяса и мясопродуктов в исследовании явились: потребители мясной продукции и их лояльность к предприятиям мясной отрасли г. Барнаула, Алтайского края и соседних регионов. Методом сбора данных явилось анкетирование, в котором приняли участие 750 жителей г. Барнаула; методами производства знаний - анализ и синтез, дедукция и индукция, системный подход и диалектический метод. Основными факторами, определяющими развитие мясоперерабатывающей промышленности в г. Барнауле и Алтайском крае, являются состояние сырьевойбазыиплатежеспособныйспроснаселения. Результаты и их обсуждение Сбыт мясной продукции территориально ограничен местом производства и регионами, к нему прилегающими. В общей структуре мясопотребления на долю колбасных, в том числе деликатесных, изделий в г. Барнауле приходится 40 %. Из них 33 % приходится на потребление вареной колбасы и 30 % на потребление сосисок и сарделек. На потребление мясных деликатесов приходится 7-13 % [1, 2]. При этом с ростом доходов населения спрос на потребление мясных деликатесов увеличивается. В торговых сетях городов края представлен весьма широкий ассортимент мясных изделий. Кроме продукции местных производителей, в продаже имеются также и мясные продукты, произведенные в других регионахРоссии. Одной из задач исследования, проведенного с применением маркетингового анкетирования, является оценка известных местных мясоперерабатывающих предприятий и торговых марокизделий. Наиболее известные респондентам производители мясной продукции представлены на рис. 1. Рис. 1. Известные производители мясной продукции, 2014 г. Наибольшее количество респондентов г. Барнаула среди известных им производителей мясной продукции назвали ООО «Алтайские колбасы», затем обозначили ООО «Альтаир-Агро» и «Кузбасский пищекомбинат». Указанные предприятия занимают первые места при определении «спонтанной известности». Низкий показатель известности наблюдается у предприятия «Восход» - 0,17 %. Для большинства опрошенных респондентов имеет большое значение, продукцию какого мясоперерабатывающего предприятия приобретать (рис. 2). При ответе на вопрос «Продукцию какого производителя Вы чаще покупаете?» респондентам предоставлялся список производителей мясной продукции. Рис. 2. Предпочтения потребителейввыборе мясных продуктов, 2014 г. Потребители при выборе мясных продуктов отдают предпочтение таким мясоперерабатывающим предприятиям, как ООО «Алтайские колбасы» - 26,06 %, «Кузбасский пищекомбинат» - 16 %, ООО «Альтаир-Агро» - 13,85 %. Таким образом, проведенные исследования показали, что с точки зрения предпочтений потребителей в выборе мясных продуктов барнаульский рынок мясных изделий нельзя назвать высококонкурентным, поскольку из 300 производителей респонденты назвали менее 20 мясоперерабатывающих предприятий. Следовательно, крупным производителям Алтайского края, выпускающим мясные изделия, необходимо заботиться не только о расширении ассортимента и повышении качества вырабатываемых изделий, но и повышении узнаваемости торговых марок собственной продукции [3]. Очень важным для деятельности мясоперерабатывающих предприятий является ответ на вопрос: «Какие виды мясной продукции предпочитают приобретать потребители?» Результаты обработки этого вопросапредставлены на рис. 3. Рис. 3. Выборвидов мясных продуктов, 2014 г. Таким образом, лидирующие позиции у потребителей при выборе мясных продуктов занимают такие их виды, как вареные колбасы - 27 %, копченые и полукопченые колбасы - 23 %, сосиски и сардельки - 23 %. В наименьшей степени потребляются мясные деликатесы ввиду их высокой стоимости. Частота приобретения мясных продуктов респондентами г. Барнаула за 2014 г. представлена на рис. 4. Рис. 4. Частотаприобретения мясных продуктов, 2014 г. Таким образом, большинство респондентов приобретают мясную продукцию в г. Барнауле примерно один раз в неделю (т.е. 32,62 % опрошенных), дваразав месяц - 22,08 % опрошенных. Предпочтения респондентов по отношению к местам приобретения мясных продуктов представлены на рис. 5. Рис. 5. Предпочтения респондентов по отношению к местам приобретения мясных продуктов Результаты исследования свидетельствуют о том, что анкетируемые предпочитают приобретать мясную продукцию в крупных магазинах - 68,33 %. Следующим по популярности местом покупки стали специализированные (фирменные) магазины. В них покупают 19,15 % опрошенных. Затем - мелкие магазины (10,75 %). Остальные респонденты покупают мясные продукты на продовольственных ярмарках, рынках и такдалее. На вопрос анкеты «Что больше всего влияет на Ваш выбор при покупке мясных изделий?» в г. Барнауле на первом месте оказалась свежесть, на втором - состав, на третьем - натуральное сырье, на четвертом - цена (рис. 6). Согласно данным, представленным на рис. 7, можно сделать вывод о том, что убедить приобрести продукт 28,6 % респондентов может совет знакомых, дегустациям доверяют 33,3 % респондентов. Рекламе по телевидению и промоакциям отдают предпочтение примерно по 10 % опрошенных. Рис. 8. Предпочтения потребителейвобластиупаковки при выборе мясныхпродуктов Что же касается привлекательности упаковок мясной продукции у различных производителей (рис. 9), лидирующие позиции занимают такие предприятия, как ООО «Альтаир-Агро» (23,86 %) и ООО «Алтайские колбасы» (17,43 %). Рис. 9. Выборреспондентов с точки зрения привлекательности упаковки продукции Последним пунктом в анкетах были пожелания респондентов по отношению к мясным продуктам, производимым перерабатывающими предприятиями (рис. 10). Таким образом, более 30 % респондентов желают мясоперерабатывающим предприятиям исполь зовать при производстве мясных продуктов более шой рыночный потенциал. Ожидаются структурнатуральное сырье, 23 % - улучшить качество про-ные изменения в организации производства мясных дукции, 10 % респондентов хотели бы снижения продуктов: интеграция крупных мясокомбинатов с цен на данную продукцию. животноводческими хозяйствами, специализированными мясоперерабатывающими предприятиями по производству полуфабрикатов, в том числе и мяса глубокой заморозки, а также копченостей, колбас, мясных деликатесов. В Алтайском крае имеют место быть как рост емкости рынка, так и рост производства и предложения мясных продуктов, развитие собственной сырьевой базы предприятий, которая существенно увеличивает инвестиционную привлекательность мясоперерабатывающихпредприятий [4]. На рынке наблюдается здоровая конкуренция. Основная конкурентная борьба происходит между региональными производителями мясных продук тельной степени подвержен тенденциям глобализапозволяют оценить предпочтения потребителей в ции. Согласно прогнозам в ближайшем будущем области мясной продукции на основе анкетирова повысится уровень концентрации крупных предния и могут быть использованы при разработке приятий. Их преимущества проявляются в более маркетинговой стратегииорганизации: низкой себестоимости продукции, высокой эколо-главнымипоказателями при выборе мяса для погической безопасности производства, обеспечениитребителейявляютсясвежесть, цена, внешнийвид; глубокой переработки, минимальной потере сырья -в связи с этим мясоперерабатывающим предиустойчивом высоком качестве мясных изделий. приятиям в целях продвижения своей продукции Все вышеизложенное позволяет судить о том,рекомендуется проводить дегустации и презентачто в Алтайском крае есть хорошие предпосылки ции своей продукции, проводить меры для улучшедля организации расширенного воспроизводства на ния вкуса и внешнего вида продукции, контролипредприятиях мясной промышленности и для ре ровать цены на нее. Рынок мясных продуктов на Алтае имеет боль-шения проблем продовольственной безопасности.
References

1. Obespechenie kachestva kak nasuschnaya potrebnost' proizvodstva // Myasnye tehnologii. - 2009. - № 3. - S. 52-54.

2. Myaso i myasnye tovary // Tovarovedenie i ekspertiza potrebitel'skih tovarov: uchebnik dlya vuzov / V.V. Shevchenko [idr.]. - Izd. 2-e, pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2009. - S. 427-498. - (Vysshee obrazovanie).

3. Efremova, A.S. Klassifikaciya i assortiment myasnyh i myasosoderzhaschih polufabrikatov / A.S. Efremova, A.G. Zabashta, V.O. Basov // Myasnye tehnologii. - 2009. - № 8. - S. 20-24.

4. Belyaev, V.I. Lokal'nye rynki: ih rol', mesto i znachenie v razvitii vosproizvodstvennyh processov v regionah // Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 2/1. - S. 247-252.

5. Lokal'nye rynki i vosproizvodstvennye processy v regionah Rossii: formirovanie strategii razvitiya predpriyatiy mestnoy promyshlennosti (po materialam ZAO «Volchihinskiy pivovarennyy zavod» / V.I. Belyaev [i dr.] // Vestnik Altayskogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 4 (102). - S. 97-103.

6. Belyaev, V.V. Kon'yunktura rynka: issledovanie i obosnovanie upravlencheskih resheniy // Vestnik Altayskogo agrarnogo universiteta. - 2010. - № 9 (68). - S. 110-115.

7. Belyaev, V.I. Marketingovye issledovaniya: sbor dannyh i proizvodstvo znaniy: uchebnik - 2-e izd., pererab. i dop. - Barnaul: AZBUKA, 2012.


Login or Create
* Forgot password?