ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблемам привлечения персонала на позиции массовых должностей в компаниях розничной сферы деятельности. В частности, представлены результаты исследования практики привлечения специалистов офисов продаж и обслуживания в крупнейшем ритейле сотовой связи, руководство которого столкнулось с проблемами высокой текучести кадров и недостаточного комплектования штата. Проведенное исследование показало, что причина данных негативных явлений кроется в используемых источниках привлечения персонала, а именно: традиционные job-ресурсы не создают достаточного потока кандидатов, вследствие чего финансовые затраты на многие их них не являются целесообразными. На основе опроса сотрудников службы продаж авторами разработан ряд рекомендаций, имеющих практическую значимость: составлен портрет реального соискателя компании, определены альтернативные источники привлечения именно целевой аудитории кандидатов. В качестве основной разработки предлагается сценарий деловой игры для участия организации в карьерных мероприятиях в различных учебных заведениях. Ее проведение позволит выгодно отличить ритейл от аналогичных компаний - работодателей, представленных на ярмарке вакансий, а также комплексно оценить потенциальных сотрудников по требуемым компетенциям на практике, что невозможно сделать в рамках собеседований традиционного формата. Реализация данной разработки требует минимальных финансовых затрат и может осуществляться в любых телекоммуникационных организациях розничной сферы.

Ключевые слова:
персонал, источники привлечения персонала, конверсия кандидатов, деловая игра, розничные компании.
Текст

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ СФЕРЫ


Очевидно, что привлечение персонала является важнейшей частью системы найма любой современной организации. Говоря о важности данного процесса, отечественные и зарубежные практики кадрового менеджмента отмечают, что во многом именно от грамотной работы по привлечению соискателей, позиционированию компании на рынке труда зависит успешность найма в целом. В табл. 1 приведены некоторые авторские определения привлечения персонала. На наш взгляд, последнее определение является наиболее комплексным и отражающим сложность процесса привлечения персонала, которое играет особую роль в телекоммуникационных компаниях розничной сферы.
Во-первых, характерная особенность найма в розничных компаниях — «организация массового подбора персонала в масштабах действия торговой сети при условии интенсивного развития» [6]. Под данным термином «подразумевается проект для компании, которой требуется в кратчайшие сроки сформировать масштабный по численности штат персонала, как правило, исполнительского уровня» [9]. Можно утверждать, что массовый рекрутинг — это относительно новое явление в деятельности отечественных ритейлов, поэтому данный процесс не лишен ряда проблем. Так, в статье Т.А. Труфановой и О.Ю. Мукиной говорится следующее: «На практике во многих компаниях процедура отбора и найма кандидатов лишь немногим отличается от лотереи. Привлечение кандидатов в торговые организации, как правило, носит бессистемный характер, отсутствует планирование потребности в персонале, не прописаны четкие количественные и качественные характеристики, не разработаны критерии отбора, используется узкий спектр методов привлечения кандидатов и методов отбора персонала» [8]. Во-вторых, большинство из них предлагает схожие условия трудоустройства (график работы, структура и размер заработной платы), поэтому возникает необходимость создания особого ценностного предложения для соискателей, которое выгодно отличает компанию от аналогичного предложения конкурентов.
В-третьих, вышеизложенные факты имеют причинно-следственную связь с высокой текучестью кадров в розничной торговле относительно других отраслей. Так, по данным информационного портала HRTime.ru [13], естественный уровень текучести торгового персонала находится в диапазоне 20–30%, однако эксперты hr-benchmarking.ru [12] утверждают, что на практике текучесть кадров в ритейлах может достигать 50–60%. Руководитель практики Retail рекрутинговой компании Antal Russia отмечает, что в розничных компаниях трудится преимущественно персонал «невысокого уровня: кассиры, продавцы — консультанты, менеджеры зала» […]

Список литературы

1. Аширов Д.А. Привлечение и отбор персонала [Текст] / Д.А. Аширов, Е.Н. Жамойда. — М.: Изд-во Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, 2001. — 93 с.

2. Гагарин Ю.А. Психология и космос [Текст] / Ю.А. Гагарин, В.И. Лебедев. — М.: Молодая гвардия, 1968. — 192 с.

3. Галныкина Г.Д. Управление персоналом [Текст] / Г.Д. Галныкина. — Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2015. — 154 с.

4. Костина Г.Д. Основы управления проектами [Текст] / Г.Д. Костина, Н.К. Моисеева, Ю.П. Кузьмина. — М.: Изд-во МИЭТ, 2011. — 127 с.

5. Психология менеджмента [Текст] / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2014. — 639 с.

6. Бехтина А.В. Принципы и этапы системы подбора персонала ритейла (на примере торговой сети «N») / А.В. Бехтина // Экономика. Государство. Общество. — 2011. — № 1.

7. Иванникова H.H. Подбор торгового персонала [Текст] / H.H. Иванникова, А.Н. Кошелев // Управление персоналом. — 2006. — № 12. — 96 с.

8. Труфанова Т.А. Формирование профиля должности при отборе персонала в торговые розничные компании / Т.А. Труфанова, О.Ю. Мукина // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 4. — С. 212–216.

9. Иванова Н.К. Проблема массового подбора персонала на современном этапе [Электронный ресурс]. — URL: http:// hr-portal.ru/article/problema-massovogo-podbora-personalana-sovremennom-etape/

10. Публичная страница «Бизнес-квест Урала» [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/biznessquest?w=wall-123221589_72/

11. Сайт компании «Индеструм» [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.erworkshop.com/

12. Сайт компании TalentCode [Электронный ресурс]. — URL: http://hr-benchmarking.ru/knowledge/metrics/

13. Специализированный информационный портал HRTime.ru [Электронный ресурс]. — URL: http://hrtime.ru/contents.php?id=385/

14. Чужие здесь ходят. Розничная торговля вышла в лидеры по текучести кадров [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2017/04/16/roznichnaia-torgovlia-vyshla-vlidery-po-tekuchesti-kadrov.html/

15. TIME Quest Lab [Электронный ресурс]. — URL: http://time-quest-lab.ru/

Войти или Создать
* Забыли пароль?